Защита товарного знака - Компания «АПИ»

Защита товарного знака

Способы защиты права на товарный знак перечислены в ст. 1252 ГК РФ. К ним относятся:

— признание права;

— пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— возмещение убытков;

— изъятие материального носителя, признанного контрафактным по причине нарушения исключительных прав;

— публикация решения суда о нарушении прав с указанием действительного правообладателя.

Разберем перечисленные способы подробнее.

Предъявление требования о признании права на товарный знак к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя, довольно редко встречается на практике.

Представить ситуацию, когда ответчик сознательно игнорирует информацию о зарегистрированном товарном знаке, отрицает право правообладателя на товарный знак или иным образом не признает это право, довольно трудно. Вместе с тем в практике Суда по интеллектуальным правам такое требование встречалось, правда, в совокупности с иными требованиями, символизирующими другие способы защиты прав на товарный знак.

Следующий способ защиты права на товарный знак — заявление требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия. Особый интерес в данном контексте представляет практика защиты прав на товарный знак в доменных именах.

В частности, в Справке по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров, утвержденной Постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.03.2014 N СП-21/4, отмечается, что требование о пресечении действий, нарушающих право на товарный знак и выражающихся в незаконном использовании доменного имени, «может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени».

В свою очередь, требование о возмещении убытков может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени и к лицу, фактически использовавшему доменное имя, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку. При этом такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. Кроме этого, следует учитывать, что закон не исключает возможности при наличии соответствующих оснований администратору предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем ресурсе в Интернете под спорным доменным именем.

Администратор доменного имени не может снять с себя ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак и (или) переложить ее на другое лицо посредством заключения какого-либо договора, в частности так называемого договора об аренде доменного имени.

Защищая свои права на товарный знак в доменных именах, правообладатели зачастую выигрывают.

Переходя к следующему способу защиты права на товарный знак — публикации решения суда о допущенном нарушении, прежде всего обратим внимание на то, что подобные действия осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет (п. 5 ст. 1250 ГК РФ).

Исследователями отмечается, что ранее действовавшему законодательству была известна только публикация судебного решения, принятого в связи с незаконным использованием товарного знака или наименования места происхождения товара, однако, как следует из ст. 46 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», такая публикация была направлена на защиту не нарушенного исключительного права, а деловой репутации правообладателя.

При этом следует иметь в виду, что, как указал Суд по интеллектуальным правам в Постановлении от 01.06.2016 N С01-373/2016, «ГК РФ не устанавливает критериев опубликования судебного акта в том или ином издании и (или) на сайте в сети Интернет».

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

«Товарный знак: как создать и защитить» (выпуск 7) (Карабанов А.Л., Доронина М.В.) («Редакция «Российской газеты», 2018) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс

Заказать документ