Выплата банковской гарантии - Компания «АПИ»

Выплата банковской гарантии

  1. Как составить требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии

Сделать это несложно, просто заполните утвержденную форму. В ней укажите в том числе:

  • конкретные нарушения, которые допустил поставщик. Если гарантия обеспечивает заявку, таким нарушением будет, например, уклонение от заключения контракта. А если предметом обеспечения является исполнение контракта, укажите, что подрядчик не поставил товар, не уплатил неустойку и т.д. В требовании по гарантии об обеспечении гарантийных обязательств укажите, какие гарантийные обязательства не исполнил поставщик. Сошлитесь на конкретный пункт контракта, которым предусмотрено невыполненное поставщиком обязательство;
  • срок, в который банку необходимо провести выплату. Проверьте, какой срок для этого установлен в документах закупки или в самой банковской гарантии, и укажите его. Если в этих документах срок не определен, рекомендуем указать срок, равный пяти рабочим дням со дня получения банком требования. Именно такой срок установлен для перечисления денежных средств при наличии в документах закупки права заказчика на бесспорное списание средств со счета банка-гаранта (ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
  • сумму, которую банк должен вам выплатить. Рассчитайте ее исходя из того, какие конкретно обязательства не выполнил поставщик;
  • реквизиты для перечисления денежных средств.

Составьте требование в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа. Подпишите его у руководителя заказчика или иного его представителя, который на это уполномочен. Для электронного документа используйте электронную подпись.

 

  1. Как рассчитать сумму, включаемую в требование о выплате по банковской гарантии

Это будет зависеть от ситуации, в которой вы обращаетесь в банк-гарант за выплатой, например:

  1. Контрагент не поставил товар, не выполнил работу, не оказал услугу или сделал это не полностью. В этом случае рассчитайте причитающуюся вам сумму исходя из цены контракта, уменьшенной пропорционально объему выполненных обязательств (абз. 2 п. «а» Дополнительных требований к банковской гарантии).

Учтите, если в ходе расчета вы получили сумму, которая превышает размер банковской гарантии, получить ее полностью вы не сможете. В этом случае в требование о выплате включите сумму, равную размеру гарантии.

 

А.А. Васильев

 

  1. Поставщик не уплатил неустойку. В таком случае рассчитайте размер неустойки в порядке, который предусмотрен в вашем контракте. Учтите, что сумма, которую вы включаете в требование о выплате, не может превышать размер банковской гарантии. Если рассчитанный вами размер неустойки превышает ее размер, оставшуюся часть вы можете взыскать с поставщика только в претензионном или судебном порядке.

 

  1. Поставщик не вернул аванс. В этой ситуации потребуйте у банка-гаранта уплатить сумму, равную размеру невозвращенного аванса.

 

  1. Какие документы приложить к требованию о выплате

Перечень этих документов утвержден, кроме того, он должен содержаться в тексте банковской гарантии (п. «а» Дополнительных требований к банковской гарантии).

Прежде всего, если требование подписано не руководителем заказчика, приложите к нему доверенность, которая подтвердит соответствующие полномочия подписанта.

Если вы обращаетесь в банк-гарант за денежными средствами, которыми обеспечена заявка на участие в закупке, прикладывать дополнительные документы не нужно.

Если банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта, приложите к требованию о выплате средств по ней следующие документы:

  1. расчет суммы, подлежащей уплате;
  2. платежное поручение с отметкой банка или органа Федерального казначейства, подтверждающее перечисление поставщику аванса, — в случае, если вы предъявляете требование по банковской гарантии в связи с неисполнением поставщиком обязательств по возврату аванса.

Если банковская гарантия обеспечивает гарантийные обязательства, приложите к названному требованию следующие документы:

  1. расчет суммы, подлежащей уплате;
  2. документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая. Им может быть, например, дефектная ведомость или экспертное заключение о неисправности товара.

Учтите, что закон запрещает банкам требовать у вас какие-либо дополнительные документы, в том числе судебные акты, подтверждающие неисполнение поставщиком своих обязательств и отчеты об исполнении контракта (п. «б» Дополнительных требований к банковской гарантии). Например, Верховный Суд РФ отметил, что требовать от заказчика оригинал банковской гарантии на бумажном носителе неправомерно (п. 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденного Президиумом ВС РФ 05.06.2019).

 

  1. Как направить требование банку

Используйте способ и адрес, указанный в банковской гарантии. Если гарантия не содержит указаний на этот счет, используйте адрес банка, который указан в ЕГРЮЛ или на официальном сайте. Рекомендуем направить требование заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения либо курьером под расписку о вручении. Если требование составлено в форме электронного документа, вы можете направить его на адрес электронной почты банка.

 

  1. Что делать, если банк не выплатит денежные средства

Банк-гарант считается выполнившим свои обязательства перед вами с момента поступления денежных средств на счет, который вы указали в требовании (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Если средства на ваш счет не поступили, а срок их выплаты, указанный в требовании истек, потребуйте от банка уплатить вам неустойку. Ее размер составляет 0,1% подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

В случаях, когда это предусмотрено документами закупки и банковской гарантией, у вас возникает право бесспорно списать денежные средства со счета банка-гаранта, если последний не исполнил ваше требование о выплате в течение пяти рабочих дней со дня его получения. Воспользоваться этим правом можно, только если требование о выплате направлено до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ). Однако самостоятельно списать средства вы все же не сможете, за этим вам придется обратиться в банк. Такое требование банк должен будет принять безоговорочно (см. Письмо Минфина России от 29.01.2018 N 24-03-07/5889).

Если банк отказался выплачивать денежные средства, то при наличии оснований вы можете обратиться в суд с иском к банку в пределах общего срока исковой давности. Учтите, что достаточным для урегулирования спора в досудебном порядке является предъявление первоначального требования о выплате по гарантии, предпринимать дополнительные действия не нужно. На это указано в п. п. 15, 17 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утвержденного Президиумом ВС РФ

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

Готовое решение: Как получить выплату по банковской гарантии, выданной в рамках Закона N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

 

 

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс

Заказать документ