Подготовка
В отличие от всех других учебных программ (ведения переговоров, продаж и т.д.), тренинг формирования команды требует серьезной предварительной подготовки. Дело в том, что не все руководители хорошо понимают, какими могут быть эффекты командообразования. Обычно запросы на тренинг звучат так:
- чтобы сотрудники не конфликтовали между собой;
- чтобы появился «кураж»;
- чтобы действовали самостоятельно;
- чтобы сотрудники придумали, как повысить производительность (прибыль, количество клиентов и т.п.).
Бизнес-тренеру нужно разобраться с каждым запросом, понять истинные причины проблем. Например, конфликтность может быть связана с тем, что нет психологической совместимости, а может быть — и с тем, что неправильно выстроены бизнес-процессы. Опять же непонятно, для чего нужен «кураж» и что это такое вообще. Если речь идет о продавцах, которые с кислыми лицами ходят в торговом зале и не желают общаться с покупателями, то, может быть, нужно просто пересмотреть систему мотивации или набрать других сотрудников? Посмотрим, чему обучает тренинг формирования команды, а чему нет.
Доверие
Одна из распространенных проблем в коллективе, характерная именно для нашей страны, — отсутствие доверия друг к другу. Сотрудники боятся, что их «подсидят», выставят в глазах начальства в недобром свете, сделают гадость за спиной, поэтому неохотно идут на сотрудничество. Командные мероприятия немного расковывают, облегчают общение. По сути, работа тренера в этом плане напоминает роль тамады на свадьбе, когда люди конкурс за конкурсом преодолевают робость и стеснение и в конце концов начинают общаться между собой уже без помощника.
Но доверие друг к другу в коллективе не поднимет автоматически производительность отдела или компании в целом.
Умение управлять эмоциями
На тренинге формирования команды участники получают обратную связь о себе и учатся конструктивно выражать свои эмоции и пожелания. Это важное умение. Некоторые люди привыкли добиваться своего исключительно через агрессию, другие наоборот — прикидываются жертвой и манипулируют группой.
На тренинге можно научиться действовать по-другому, сдерживать порывы, конструктивно выражать свои пожелания.
Работать в рамках своей роли
Некоторым людям сложно понять свою роль в коллективе. Они то пытаются руководить, то, наоборот, выбирают роль ведомого. В процессе тренинга сотрудники определяют свое место в группе и учатся приносить пользу.
Таковы три основных аспекта, которые присутствуют в тренинге формирования команды. О них обязательно нужно поговорить с заказчиком (руководителем организации или подразделения).
После этого нужно уточнить, на чем заказчик хочет сделать акцент. При проведении тренинга формирования команды возможны такие приоритеты:
- выделить лидера или лидеров и укрепить их позицию (научить руководить, поднять авторитет);
- просто дать сотрудникам возможность спустить пар, отдохнуть;
- способствовать тому, чтобы у сотрудников появилось чувство групповой идентичности («вместе мы — сила!», «мы — команда!»);
- создать условия для более глубокого знакомства, укрепить доверие друг к другу;
- научить совместной работе (алгоритм продуктивной работы команды).
В зависимости от пожеланий заказчика тренер будет делать соответствующие акценты в процессе. Программа, излагаемая в настоящей статье, рассчитана на запрос о создании групповой идентичности и обучении совместной работе в рамках подразделения или организации.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс