Правила разработки нематериальной мотивации - Компания «АПИ»

Правила разработки нематериальной мотивации

  1. Определить тип мотивации сотрудника (по Герчикову: профессиональный, инструментальный, хозяйский, патриотический, люмпенский; можно использовать любые другие тесты).
  2. Выявить исходя из типа мотивации и из личного общения основные потребности, побуждающие сотрудника к работе.
  3. Организовать процесс командообразования (тренинги, корпоративные выезды, игры на командообразование). Посмотреть, как люди могут совместно решать задачи и работать в команде.
  4. Прописать мероприятия нематериальной мотивации, нацеленные на повышение эффективности работы сотрудника, исходя из нужд и потребностей как сотрудника индивидуально, так и команды в целом.

 

Для реализации нематериальной мотивации требуется лишь четко контролировать исполнение ряда тех мероприятий, которые были созданы для сотрудников, повышения их мотивации и результативности. Бывает так, что наметить — наметили, прописать — прописали, а про то, как это внедрено, как все работает и является ли результативным, нуждается ли в корректировке, многие руководители забывают.

Ни одна организация не может существовать без внутрикорпоративной культуры. Видов организационных культур много, и каждой организации присуща своя культура — то, что создает некий микроклимат внутри организации и связывает людей. Одной из функций культуры является мотивирующая функция, которая создает определенные стимулы в работе. Особый интерес у работника будет вызывать внутрикорпоративная культура компании — то, во что он окунется, устроившись на работу. Правда, во многом это будет зависеть от самого работника: насколько ему подходят правила и традиции, сложившиеся в компании. Это будет являться для него одним из факторов в нематериальной мотивации, т.к. положительный микроклимат в коллективе, его сплоченность, возможность быстро приспособиться к новой обстановке будут влиять на желание сотрудника вносить свой вклад в работу и показывать результат.

Нематериальная мотивация не может существовать сама по себе, без материальной. Вернемся к основам менеджмента. Согласно пирамиде Маслоу существуют 5 основных потребностей человека: физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и признании, потребность в самовыражении (в некоторых классификациях указывают 7). Для осуществления или удовлетворения потребностей требуются некоторые финансовые затраты, к примеру, для удовлетворения физиологических потребностей, таких как питание, одежда и др. Понятное дело, что, благодаря только нематериальной мотивации даже первичные потребности сотрудник удовлетворить не сможет. Но и вам вряд ли захочется, чтобы ваш сотрудник, к примеру, выполняющий ответственное задание, был неопрятен и дурно выглядел. Нематериальная же мотивация создает некий стимул к тому, чтобы сотрудник приходил на свое рабочее место и был заинтересован, помимо материального аспекта, в выполнении своей работы, причем чтобы данная работа приносила еще и моральное удовлетворение.

Если же говорить о комбинации этих двух мотиваций, то следует учитывать, что основной, как мы уже говорили выше, является материальная мотивация — то, ради чего человек идет работать. А нематериальная создает только некий стимул к выполнению этой работы. И ряд мероприятий по нематериальной мотивации должен иметь свое место и являться лишь дополнением к материальной. Каждая компания разрабатывает свои мероприятия, это могут быть ДМС, путевки, оплата ГСМ, размещение информации о сотруднике в корпоративной газете, на стенде, сайте компании, вручение грамот, медалей за заслуги, возможность карьерного роста и т.д.

Основные ошибки при применении нематериальной мотивации возникают в том случае, когда эта самая мотивация была неправильно подобрана. К примеру, если сотрудник замотивирован только на деньги (инструментальный тип мотивации), то многие методы нематериальной мотивации на него действовать не будут. Если сотрудник сосредоточен на саморазвитии, обучении и росте в компании (профессиональный тип мотивации), то в данном случае просто денежная мотивация не принесет ему полного удовлетворения, такие сотрудники иногда уходят на меньшие зарплаты ради карьерного роста и самоутверждения в компании. Надо понимать, что нельзя продумать мотивацию для каждого в отдельности, ее можно продумать в комплексе, захватывая все группы сотрудников, но при этом надо учитывать и обращать внимание на тех работников, которые являются для компании стратегически важными. И вот для них делать некую индивидуальную мотивацию, о которой мы говорили выше.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Статья: Помехой созданию нематериальной мотивации может быть только одно — нежелание (Фахрутдинова М.) («Управление персоналом», 2015, N 10) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс






      Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс

        Обратная связь

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

              Заказать подборку по данной теме

                Регистрация на конкурс

                Только администратор может добавлять новых пользователей.

                Заказать видео

                  Записаться на мероприятие

                    Записаться на курс

                      Заказать документ

                        Что для Вас идеальные условия труда?