На наш взгляд, любая мотивация выполняет четыре задачи:
- Компенсационная. В каждой профессии или организации есть нежелательные факторы. Офисному сотруднику приходится долго сидеть, бухгалтеру — много нервничать. Какие-то организации неудобно расположены, и сотрудникам нужно далеко добираться. Чтобы «погасить» все эти неприятные последствия, работодатель дополнительно (помимо установленных законом гарантий и компенсаций) может применять методы стимулирования. Например, заказать для сотрудников маршрутку от метро, давать дополнительные оплачиваемые отгулы, предоставлять квартиры, как в примере ниже.
Пример 1. «К началу первого зимнего месяца этого года в поселке Тазовский будет сдан дом для медицинских работников, сообщает официальный портал местной администрации. По словам главного врача Эльдара Фараджева, жилье будут предоставлять на время работы специалиста, после увольнения или выхода на пенсию его придется сдать»
- Рекреационная. Фитнес, экскурсии и тому подобные мероприятия для офисных сотрудников позволяют хорошо отдохнуть, отвлечься. Не все издерганные менеджеры и работающие на износ специалисты умеют отдыхать. Многие предаются деструктивным формам времяпрепровождения — злоупотребляют алкоголем, а иногда и легкими наркотиками. Проблема еще и в том, что у тех, кто отдает себя компании, ограниченный круг друзей, поэтому для такой категории сотрудников подобная мотивация должна давать отдых — физический, психологический, моральный.
Пример 2. «Томский филиал «Ростелекома» совместно с профсоюзной организацией на базе отдыха «Зорька», расположенной в поселке Заварзино, провел спартакиаду для работников предприятий связи. Два дня связисты мерились силами в турнирах по дартсу, настольному теннису, стрельбе из винтовки, шахматам. Выясняли, кто всех быстрее в эстафетах. Перетягивали канат, поднимали гири. И, конечно же, спартакиада включила в себя основные виды спорта: футбол и волейбол»
- Идеологическая. Командный дух, «корпоративная синергия», чувство коллективизма, приверженность компании не появляются сами собой. Их нужно воспитывать в сотрудниках. Один из методов — внедрение специальных форм мотивации. Как правило, это мероприятия, направленные на поддержку наиболее активных сотрудников, отделов. Сюда же входят разного рода корпоративные праздники, приуроченные ко дню компании, «веревочные курсы», пикники.
Пример 3. «Сотрудники ОАО ДОК «Красный Октябрь» посмотрели праздничный концерт, посвященный Дню работников леса, где прошли выступления творческих коллективов города Тюмени, конкурсы, игры со зрителями. Гости праздника активно участвовали в викторине. В рамках празднования прошла лотерея с розыгрышем сертификатов на приобретение бытовой техники и аксессуаров и мебели в магазине «Мебельвилль2. Счастливчиков, выигравших ценные призы, громкими аплодисментами и радостными возгласами поддерживали коллеги и друзья»
- Дополняющая. В некоторых компаниях мотивация увеличивает ценность должности. Это особенно актуально, когда заработная плата невелика — меньше средней по рынку труда. Порой компания не может предложить достойную оплату труда, и потому изобретает для сотрудников разные привлекательные дополнения (обеды, бесплатное обучение и т.д.). Такая мотивация стоит компании часто значительно дешевле, чем если просто увеличить заработную плату.
Тут следует сказать, чем дополняющая функция отличается от компенсационной. Компенсационная призвана нейтрализовать нежелательные сопутствующие факторы (далеко расположен офис, вредное производство и т.д.), при этом зарплата в таких организациях, как правило, конкурентоспособна. Дополняющая как бы «увеличивает» зарплату до нужного уровня.
Пример 4. В компании, занимающейся производством и реализацией продуктов быстрого питания, есть свои фабрика, сеть кафе, ресторанов и тонары. Зарплата у сотрудников примерно средняя по рынку, а приток рабочей силы нужен постоянно. Компания в конце каждого месяца выдает сотрудникам продуктовые наборы, куда входят различные деликатесы. Стоимость пайка для организации невелика за счет больших закупочных объемов. Если бы такой набор работник приобрел в магазине, это стоило бы ему внушительной суммы. Поэтому HR-менеджеры, беседуя с кандидатами, всегда упоминают о ежемесячных щедрых подарках компании. Многих претендентов это привлекает.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Статья: Как избежать ошибок при разработке системы мотивации (Мамонов Е.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2017, N 9) {КонсультантПлюс}