Законодательство
Определили, какие условия строительных госконтрактов можно менять из-за непредвиденных обстоятельств
Если при исполнении строительного контракта возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить, то в 2022 году среди прочего можно менять:
— объем и (или) виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации;
— размер аванса (по данному основанию его можно также установить, если стороны не сделали этого ранее);
— порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.
Изменения можно внести в пределах ЛБО.
Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке контракта. У заказчика есть 10 рабочих дней на то, чтобы:
— заключить соглашение, направить его контрагенту и включить информацию об изменениях в реестр контрактов;
— письменно сообщить контрагенту об отказе от заключения соглашения и обосновать свой отказ.
Правительство рекомендует учитывать новшества также заказчикам по Закону N 223-ФЗ.
Изменения вступили в силу с 18 апреля.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.
Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например банков из перечня по Закону N 44-ФЗ.
В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:
— для обеспечения заявок – не менее 1 месяца с даты окончания срока подачи заявок;
— для обеспечения договора – не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства.
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
Правительство утвердит среди прочего дополнительные требования к независимой гарантии и ее форму.
Большинство поправок заработает с 1 июля. Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября.
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
ВС РФ напомнил: порядок оценки заявок по Закону N 223-ФЗ не может зависеть от режима налогообложения
Заказчик установил порядок оценки заявок без учета НДС. Контролеры признали это нарушением.
Суды трех инстанций их поддержали, поскольку:
— цену в заявке нужно указывать без НДС. Это вынуждает участников на ОСН снижать ценовое предложение на сумму налога, чтобы оно не превысило НМЦД. В противном случае заявку не стали бы рассматривать;
— такой порядок оценки создает преимущества для плательщиков НДС, поскольку вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН;
— Закон N 223-ФЗ не разрешает заказчику производить вычеты из ценовых предложений участников.
ВС РФ пересматривать дело не стал.
Мнение о том, что нельзя приводить к единому базису ценовые предложения участников с разными системами налогообложения, ВС РФ высказывал и раньше. Его также разделяют, в частности, АС Московского и Северо-Западного округов, а также Московский УФАС.
Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-2729 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов