Законодательство
Может увеличиться количество требований, предъявляемых к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ и по Закону N 223-ФЗ
В Госдуму внесли проект о том, что участниками закупки по Закону N 44-ФЗ не смогут стать юрлица и физлица из реестра иностранных агентов.
Требование об отсутствии в этом реестре информации об участнике будут устанавливать в закупке. Оно не затронет участников – физлиц из реестра, которые аффилированы с иностранным агентом. Соответствие этому условию проверит комиссия по закупкам.
Аналогичные поправки хотят внести и в Закон N 223-ФЗ.
Отметим, что такой реестр планируют разработать в рамках проекта о контроле за работой лиц, находящихся под иностранным влиянием. Его приняли в первом чтении 7 июня.
Проект Федерального закона N 140449-8
Проекты правовых актов
Опубликовали поправки об ограничении заказчиков по Закону N 223-ФЗ в закупках у взаимозависимых лиц
С 22 июня вступят в силу изменения, которые сократят число случаев закупок у взаимозависимых лиц без учета Закона N 223-ФЗ. Оставят только такие варианты:
— взаимозависимое лицо – заказчик по Закону N 223-ФЗ;
— закупку проводят у иного взаимозависимого лица для осуществления единого технологического процесса.
Положения о закупке с перечнями взаимозависимых лиц надо привести в соответствие с новым правилом в течение 90 дней с даты вступления поправок в силу.
Федеральный закон от 11.06.2022 N 159-ФЗ
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Нормирование в госзакупках: требования к предельным ценам смягчили
Кабмин разрешил руководителям государственного, муниципального органа, органа управления внебюджетного фонда РФ и ряда других учреждений до 31 декабря 2022 года принять решение о проведении госзакупок без учета цен, определенных в рамках нормирования. Послабление не касается цен, установленных правительством для федеральных закупок госорганов и ряда других субъектов.
Кроме того, руководители федеральных органов власти могут увеличить нормативы цен на 1 января 2022 года по ряду позиций:
— в 1,49 раза – для средств связи и расходов на связь;
— в 1,084 раза – для планшетных компьютеров, ноутбуков и расходов на связь;
— в 1,855 раза – для транспортных средств.
В Методике определения затрат уточнили, что руководители федеральных госорганов вправе изменить нормативы цен указанных товаров и услуг. Повысить их можно не более чем на индекс потребительских цен по данным Росстата за период действия этих нормативов.
Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 N 1051
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Минфин: несколько одноименных госзакупок у единственного поставщика конкуренции не вредят
Ведомство указало: для малых закупок у единственного поставщика по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ есть ограничения только по годовому объему и по цене отдельного контракта. С их учетом по этим основаниям заказчик вправе приобретать в том числе одноименные товары, работы и услуги.
Чтобы нарушить принцип обеспечения конкуренции, заказчик должен сделать то, что противоречит Закону N 44-ФЗ. Поскольку Закон не запрещает совершать несколько одноименных сделок с единственным поставщиком, эти действия принцип не нарушают.
Практика по данному вопросу неоднозначна. Сходную позицию занимает, в частности, АС Волго-Вятского округа. Однако есть и противоположное мнение. Так, ВС РФ поддержал нижестоящие инстанции, признавшие заказчика нарушителем: он искусственно раздробил сделку, чтобы не проводить конкурентную процедуру.
Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Заказчик сложил показатели из заявки коллективного участника – суды нашли нарушение Закона N 223-ФЗ
Коллективный участник пожаловался, что при оценке заявок по критерию «квалификация» его финансовое состояние определили неправильно: сложили показатели убыточности без учета доли каждого из его членов. Итоговый показатель превысил 100%. Из-за этого участник не стал победителем.
Контролеры напомнили: если участник закупки – группа лиц, требования документации надо предъявлять ко всей группе в целом. При этом в действиях заказчика нашли нарушение.
Три инстанции поддержали контролеров:
— закупочная документация предусматривала сложение показателей коллективного участника. Однако в данном случае суммарная оценка исказила его реальное финансовое состояние. Результат показал проблемы, которых в действительности нет;
— при оценке заявки коллективного участника следовало учитывать долю (объем) ответственности по договору, заключенному его членами;
— организатор торгов представил контролерам расчет оценки заявок, в котором показатели не складывали. Если бы его применили, участник бы стал победителем.
Напомним: мнение о том, что при оценке заявок показатели членов коллективного участника нужно суммировать, недавно поддержал ВС РФ.
Постановление АС Московского округа от 01.06.2022 по делу N А40-161335/21-149-1185
Арбитражные суды округов