Законодательство
С 11 ноября корпоративные информационные системы можно зарегистрировать в ЕИС в сфере закупок
Казначейство распространило действие порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок на корпоративные информационные системы (КИС). Их могут создавать заказчики по Закону N 223-ФЗ.
Для регистрации такой системы в ЕИС, ее аннулирования или изменения данных письменное обращение в Казначейство направит лицо, которое имеет право действовать без доверенности от имени заказчика. В нем среди прочего укажут сведения об операторе системы и о заказчике, который ее создал.
Регистрацию КИС смогут аннулировать и без обращения в казначейство в случае, если:
— выявят, что при регистрации указали неактуальные или недостоверные сведения;
— оператор или заказчик, который создал систему, прекратил свою деятельность.
Приказ Казначейства России от 12.09.2022 N 25н (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
УФАС: нельзя требовать от участников госзакупки заполнения таблиц о квалификации для оценки опыта
Согласно порядку оценки заявок, участникам следовало не только подтвердить опыт документами, но и заполнить таблицу по форме. В ней указывали сведения о наибольшем по стоимости исполненном договоре, в частности: наименование участника, даты заключения договора, начала и окончания работ, цену и номера актов приемки. Если документы не отвечали порядку оценки, инструкции по заполнению заявки или если их представили не полностью, баллы не начисляли.
Контролеры нашли нарушение:
— содержание таблицы повторяло сведения из договоров и других документов, которые участник и так прилагал к заявке. Однако заказчик не оценивал их, если таблицу не заполнили;
— спорный документ не подтверждает квалификацию, а его отсутствие в составе заявки не доказывает, что у участника нет нужного опыта.
Отметим, что сходную позицию занимали ФАС и Ленинградское УФАС. Контролеры подчеркивали: положение об оценке и Закон N 44-ФЗ не допускают требовать, чтобы участники заполняли справки о квалификации для начисления баллов.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 04.10.2022 по делу N 44-3480/22 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Суды: приемка несогласованных дополнительных работ без возражений – не повод взыскивать их оплату с госзаказчика
Стороны согласовали работы по благоустройству. Подрядчик выполнил основной объем работ, но предъявил к приемке еще и дополнительные работы. Заказчик подписал акты без замечаний, но дополнительные работы не оплатил.
Первая инстанция и кассация деньги не взыскали:
— выполнение дополнительных работ без изменения цены контракта не обязывает заказчика их оплатить. Подрядчик работы не согласовывал. Он мог приостановить их исполнение, но принял на себя риски возможных последствий;
— то, что дополнительные работы выполнили, сообщили об этом заказчику и достигли общего результата по контракту, – не повод взыскивать оплату. Не имеет значения и то, что акты подписали без возражений. Обязанность по оплате дополнительных работ возникает после их согласования. Отсутствие замечаний при приемке не мешает заказчику оспорить объем, качество и цену работ.
Верховный суд такую позицию поддержал.
Вывод основан в том числе на Обзоре практики ВС РФ от 2020 года. Недавно этот подход применил и АС Северо-Кавказского округа.
Отметим: есть пример, когда с заказчика взыскали оплату дополнительных работ. Суды решили, что работы не были самостоятельными, их невыполнение могло негативно сказаться на годности и прочности результата основных работ, а согласие на их выполнение заказчик выразил в переписке.
Определение ВС РФ от 20.10.2022 N 303-ЭС22-20257 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов
Аналитика
Обзор «Ошибки при госзакупках у СМП и СОНКО: примеры из практики за 2020 – 2022 годы»
Госзаказчиков наказывали за проверку участников на наличие статуса СМП или СОНКО. Также контролеры увидели нарушение в том, что закупку услуг почтовой связи проводили среди таких субъектов. Подробнее об этих и других ситуациях – в нашем обзоре.
Обзор: «Ошибки при госзакупках у СМП и СОНКО: примеры из практики за 2020 – 2022 годы» (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации