Законодательство
УФАС: если данные об участнике госзакупки есть в РНП по Закону N 223-ФЗ, повода отклонять заявку нет
Заказчик требовал, чтобы сведений об участниках закупки не было в РНП. Заявку одного из них отклонили за несоответствие этому условию.
Контролеры нашли нарушение:
— информация об участнике есть лишь в реестре по Закону N 223-ФЗ;
— по Закону N 44-ФЗ ведут другой РНП. Государственные заказчики вправе требовать, чтобы данных о контрагенте не было только в этом реестре.
К сходным выводам приходило, в частности, Марийское УФАС.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 05.07.2022 по делу N 44-2021/22 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Минфин: в извещении о госзакупке не нужно указывать отдельное требование к участникам из-за санкций
Ведомство разъяснило, что запрет на осуществление сделок с участниками, находящимися под санкциями, не входит в число требований к поставщикам, подрядчикам и исполнителям. Заказчики и так устанавливают, что у контрагентов не должно быть законодательных ограничений на участие в закупках.
Если участник подпадает под такие ограничения, заказчик:
— отклоняет заявку;
— отстраняет участника или отказывается заключать с ним контракт;
— расторгает сделку.
Указывать в извещении нормативный акт об ограничениях и (или) перечень лиц, в отношении которых их установили, не нужно.
Напомним, что ранее Минфин отмечал: в извещении надо устанавливать требование о том, чтобы участниками закупок не были лица, находящиеся под санкциями.
Информационное письмо Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Планируют иначе наказывать за нарушения при закупках по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ
ФАС подготовила проект изменений в КоАП РФ. Среди прочего хотят уточнить положения об ответственности за неправильный выбор способа государственной закупки. Для должностного лица предполагают ввести штраф в сумме от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. вместо фиксированной суммы.
В ряде случаев сначала могут вынести только предупреждение, например за нарушение порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков государственных закупок.
Планируют ввести и новые составы административных нарушений при государственных закупках. Так, для должностного лица предусмотрели штраф в размере 1% НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. за нарушение требований к содержанию закупочных документов, если это ограничило конкуренцию.
Положения об ответственности за нарушение порядка проведения закупки по Закону N 223-ФЗ тоже хотят изменить. Так, планируют ввести штраф за несоблюдение объема закупок среди СМСП:
— в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц;
— в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. – для юрлиц.
Размеры некоторых штрафов предлагают скорректировать. В частности, штраф за предъявление к участникам закупки неправомерных требований составит:
— от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. – для должностных лиц;
— от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. – для юрлиц.
Должностному лицу в этом случае могут выдать только предупреждение.
По словам авторов проекта, минимальный штраф станут назначать в случае, если последствия нарушения устранили и добровольно возместили ущерб. Максимальное наказание будет зависеть от характера нарушения.
Если для состава административного нарушения предусмотрели вынесение предупреждения, сначала станут применять его вместо штрафа.
Публичное обсуждение проекта завершат 5 августа.
Проект федерального закона (офлайн/онлайн)
Проекты правовых актов
Судебная практика
Суды напомнили: по Закону N 44-ФЗ нельзя заставить заказчика изменить контракт
Стороны заключили строительный контракт. Заказчик не передал всю рабочую документацию и исходные данные, что помешало выполнить обязательства вовремя. Подрядчик попросил продлить срок их выполнения дополнительным соглашением, но заказчик не ответил.
Подрядчик решил пролонгировать контракт в суде. По его мнению, Законом N 44-ФЗ и ГК РФ такая возможность предусмотрена.
Три инстанции в иске отказали, поскольку:
— по ГК РФ менять договор по решению суда можно только в исключительных случаях. Причины, по которым подрядчик просил продлить срок, к ним не относятся;
— временная невозможность исполнить контракт – не повод для его корректировки по Закону N 44-ФЗ. Подрядчик имел право приостановить работы или отказаться от контракта, но не понуждать заказчика к продлению его срока;
— ГК РФ не учитывает специфику госзакупок. Закон N 44-ФЗ разрешает изменить строительный контракт только по соглашению сторон, но последние его не заключали. Они смогут сделать это, когда заказчик устранит причину, по которой работы нельзя было выполнить вовремя.
Напомним: сходные выводы недавно поддержал ВС РФ.
Постановление АС Дальневосточного округа от 14.07.2022 по делу N А73-14405/2021 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов
Аналитика
На какую практику по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ обратила внимание ФАС в обзорах за июнь 2022 года
Неверно установили требование к членству в строительной СРО. Включили лишнее условие в проект контракта. Сократили виды договоров для оценки заявок. Ограничили конкуренцию. Без причин направили сведения для включения в РНП. Подробнее – в обзоре.
Обзор: «На какую практику по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ обратила внимание ФАС в обзорах за июнь 2022 года» (КонсультантПлюс, 2022) (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации