Законодательство
Пояснили, как бюджетному учреждению учесть доходы от санкций за нарушение Закона N 44-ФЗ
Санкции за нарушение Закона N 44-ФЗ признают доходами бюджета. Например, это касается взыскания сумм обеспечения заявки с участника электронных торгов, которого включили в реестр недобросовестных поставщиков из-за уклонения от заключения контракта.
Деньги зачисляют на лицевой счет заказчика. Бюджетное учреждение должно перевести их в бюджет.
Доходы бюджета учитывают АДБ. У бюджетных учреждений нет таких полномочий. Они записывают проводки:
— дебет 2 210 05 560 кредит 2 303 05 731 – начислен долг на дату, когда возникло требование к плательщику санкции;
— дебет 2 303 05 831 кредит 2 201 11 610 – перечислена сумма в бюджет.
Отметим, что в части других доходов бюджета Минфин доводил иной подход:
— неустойки по госконтрактам при бюджетных инвестициях отражает только госорган, который передал бюджетному учреждению полномочия ПБС;
— суммы от выбытия недвижимости учитывают в доходах учреждения, а также в его расходах по безвозмездному перечислению в бюджет.
Письмо Минфина России от 24.11.2022 N 02-07-10/115351 (офлайн)
Разъясняющие письма органов власти
Минтруд: электронный кадровый документооборот можно вести в двух системах сразу
Министерство пояснило, что ТК РФ не запрещает работодателям использовать для ведения электронного кадрового документооборота свою систему и платформу «Работа в России» одновременно.
Письмо Минтруда России от 20.01.2023 N 14-6/ООГ-303 (офлайн/онлайн)
Разъясняющие письма органов власти
Федеральные учреждения должны через ЕИС закупок оплачивать контракты, включаемые в реестр контрактов
Казначейство указало: с 1 января 2023 года федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения должны составлять заявки на кассовый расход в ЕИС закупок. Речь идет об оплате контрактов, которые включают в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ.
Если сформировать заявку в других системах, ее не примут. Исключение – случаи оплаты:
— в иностранной валюте;
— с лицевых счетов участников казначейского сопровождения (код лицевого счета «71»);
— при формировании заявки без использования ЕИС закупок по рекомендации техподдержки этой системы.
Заявки по-прежнему составляют вне ЕИС закупок при оплате договоров по Закону N 223-ФЗ и контрактов, не включаемых в названный реестр. В этих случаях в графе «Примечание» платежного распоряжения надо указывать: «Оплата по договору, заключенному в рамках Закона N 223-ФЗ» – либо приводить основание, по которому контракт не внесен в реестр.
Полагаем, что с 1 января 2024 года аналогичные требования должны будут соблюдать региональные и муниципальные учреждения, лицевые счета которых обслуживает Казначейство.
Письмо Казначейства России от 27.01.2023 N 07-04-05/14-1926 (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
Судебная практика
Кассация не разрешила оплачивать дорогое оборудование частично за счет средств ОМС
Медицинская организация купила оборудование по цене более 100 тыс. руб. Из средств ОМС она уплатила 99 тыс. руб.
Нецелевыми эти затраты признали проверяющие, первая инстанция и апелляция (о ее решении мы писали). Теперь такой вывод одобрила кассация.
Закон об ОМС устанавливает лимит стоимости оборудования, а не сумму целевых средств, которую можно направить на его оплату. О таком же мнении других судов мы рассказывали.
Отметим: в 2023 году при определенных условиях за счет ОМС можно закупать оборудование по цене до 1 млн руб. Также разрешено покупать основные средства любой стоимости для оказания высокотехнологичной медпомощи.
Постановление АС Северо-Западного округа от 17.01.2023 по делу N А42-11433/2021 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов
Суд разрешил медицинскому учреждению восстановить на счете по ОМС нецелевые траты до конца года их оплаты
Медучреждение оплатило из средств ОМС нецелевые расходы и в том же году восстановило деньги на лицевом счете. Контролеры указали, что так поступать нельзя. С ними не согласились первая инстанция и апелляция, о решении которой мы писали.
Если деньги ОМС потратили не по назначению, по закону их надо вернуть в бюджет. Однако если год оплаты еще не истек, учреждение может восстановить суммы на лицевом счете и использовать их на изначальные цели. Если оно вернет такую же сумму в бюджет, Фонд фактически получит ее в двойном размере.
В сентябре эти выводы поддержал окружной суд. Теперь так же поступил ВС РФ, отказавшись пересматривать дело.
Напомним: аналогичные решения ВС РФ уже принимал – например, в 2018 и 2020 годах. Учреждения освободили только от обязанности вернуть средства ОМС в бюджет, но не от обязанности уплатить штраф за «нецелевку».
Восстанавливать суммы на лицевом счете в последующие годы ВС РФ не разрешает.
Определение ВС РФ от 11.01.2023 N 309-ЭС22-25890 (офлайн/онлайн)
Решения высших судов
Аналитика
Обзор «Отчет о результатах деятельности учреждения за 2022 год составляйте по новым правилам»
С 1 января 2023 года надо соблюдать новые требования Минфина, предъявляемые к составлению и утверждению отчета. Теперь в отчете три, а не четыре раздела. Появилась рекомендуемая форма. По умолчанию ее применяют федеральные учреждения, а остальные – в том случае, если так решит учредитель. Есть и другие нюансы.
Обзор: «Отчет о результатах деятельности учреждения за 2022 год составляйте по новым правилам» (офлайн/онлайн)
Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации