Законодательство
За разглашение сведений с ограниченным доступом накажут и юрлиц — поправки прошли Госдуму
За разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, для юрлиц введут штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Изменения касаются тех, кто получил доступ к информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Поправки приняли в третьем чтении.
Сейчас за это нарушение наказывают только граждан и должностных лиц. Для них штрафы увеличат в 10 раз. Граждане заплатят от 5 тыс. до 10 тыс. руб., должностных лиц ждет штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3-х лет. В настоящее время последняя не предусмотрена.
Аналогичную ответственность введут за незаконное получение информации с ограниченным доступом, если эти действия не содержат признаков уголовного деяния. Исключением станут нарушения, за которые уже предусмотрена ответственность другими статьями КоАП РФ (например, за незаконное получение кредитного отчета).
Проект Федерального закона N 1023005-7 (офлайн/онлайн)
Проекты правовых актов
Судебная практика
Суд напомнил, когда банк может признать операции клиента сомнительными и ограничить доступ к счету
Банк среди прочего ограничил обществу удаленный доступ к операциям по счету. Оно имеет признаки транзитной компании, в течение года обналичило более 10 млн руб. Возникли подозрения, что эти сомнительные операции направлены на отмывание доходов. Общество в суде потребовало снять ограничения.
Первая инстанция и апелляция иск удовлетворили.
Кассация с ними не согласилась и отправила дело на новое рассмотрение. Банк может с учетом положений внутренних актов признавать сделки клиентов сомнительными. В договоре общество согласилось с правом кредитной организации блокировать доступ к деньгам в отдельных случаях. В том числе речь идет о случаях, когда есть подозрения, что деятельность или операция по счету осуществляется для легализации преступных доходов.
Суды не учли следующее:
— общество обналичило крупную сумму денег, а целевое назначение не подтверждено документами. При этом клиент находится в списке компаний, которые имеют признаки транзитной;
— по запросам банка общество ни разу не обосновало хозяйственную деятельность и экономический смысл операций по счету. Часть представленных документов не соответствовала запросам;
— налоговые платежи по счету в банке не соответствовали уровню налоговой нагрузки. Доказательств ежеквартального представления отчетности в деле нет.
Также суды не приняли во внимание, что банк сообщал в уполномоченный орган о подозрительной деятельности клиента в целом. Тот факт, что он не указал конкретные операции общества, не имеет определяющего значения.
Постановление АС Московского округа от 31.03.2021 по делу N А40-68993/2020 (офлайн/онлайн)
Арбитражные суды округов
Аналитика
Обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств
В статье на фоне реализации государственной политики по снижению неправомерного давления на бизнес со стороны правоохранительных органов рассматривается комплекс мер, предпринимаемых органами внутренних дел и их подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции, по охране собственности и экономических интересов добросовестных предпринимателей от преступных посягательств. Создание специальной структуры АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» <*> накладывает свой отпечаток на повседневную оперативно-служебную деятельность правоохранительных органов по своевременному принятию мер по обращениям предпринимателей.
Статья: Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств (Иванов П.И.) («Безопасность бизнеса», 2021, N 2) (офлайн/онлайн)
Комментарии законодательства, Юридическая пресса