БУ хорошо защищены от финансовых рисков: запрет кредитования и консервативная политика Минфина в области дебиторской и кредиторской задолженностей в кризис оборачиваются благом.
Перечислим основные проблемы, с которыми БУ могут столкнуться в ближайшее время:
- нехватка оборотных средств (недостаток финансирования из-за падения базы для расчета госзадания; неплатежи со стороны контрагентов; отсутствие благотворительных взносов);
- повышение конкуренции со стороны других бюджетных и автономных учреждений за уменьшающийся поток государственных средств;
- повышение цен на импортную технику, материалы, комплектующие;
- снижение спроса на внебюджетные услуги;
- снижение рентабельности внебюджетных услуг;
- замораживание начатых проектов;
- отказ арендаторов от занимаемых площадей;
- неправомерное поведение персонала.
В качестве примера рассмотрим, как кризис может спровоцировать незаконные действия со стороны работников. Случаи воровства и мошенничества совершаются, если стыкуется три элемента: 1) давление внешних обстоятельств; 2) возможность совершить и некоторое время скрывать акт мошенничества; 3) способность оправдать это действие. Такие элементы, как давление обстоятельств и самооправдание, касаются личной жизни человека и находятся вне компетенции БУ. Но очевидно, что внешний прессинг в кризис многократно усиливается, а планка оценки неблаговидных поступков падает. Поэтому следует исключить или хотя бы резко снизить риск появления второго элемента мошенничества — возможности его совершить. Это, в частности, достигается с помощью следующих методов и процедур:
разделения полномочий;
физической охраны;
независимости контрольных служб;
соблюдения внутренних регламентов;
независимых ревизий и проверок.
Управление финансами БУ в кризис
В кризисных условиях деньги приобретают первостепенное значение. Поэтому управление финансами сосредоточивается на максимизации денежного потока, а не прибыли.
К росту денежного потока приводят следующие мероприятия:
- сокращение затрат;
- отсрочка платежей по обязательствам БУ;
- предоплата по услугам БУ;
- продажа непрофильных активов;
- сдача в аренду излишних площадей;
- предоставление скидок, а не отсрочек оплаты покупателям;
- установление низких цен у поставщиков.
Нехватка денег неизбежно приводит к кризису доверия среди хозяйствующих субъектов, что вскоре, возможно, потребует возрождения ранее мало востребованных финансовых инструментов: банковских гарантий, вексельных и аккредитивных расчетов, операций с сомнительной задолженностью, выстраивания цепочек взаимной задолженности. Придется сокращать сроки между оплатой и поставкой, поскольку стороны не смогут себе позволить долгосрочные отношения как из-за риска изменения стоимости товара (услуги), так и из-за риска банкротства контрагента. Следует отметить, что к такому развитию ситуации БУ уже готовы благодаря относительно новому инструменту — казначейскому аккредитиву.
Если же ненадежная дебиторская задолженность уже образовалась, то придется воспользоваться одним из способов работы с проблемными долгами — это реструктуризация, получение обеспечения по долгу (залог, поручительство), отступное, переуступка права требования, перевод долга, судебное взыскание.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Управление бюджетным учреждением в кризисных условиях (Орлова О.Е.) («Руководитель бюджетной организации», 2020, N 6) {КонсультантПлюс}