Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19?
В связи с проведением мероприятий по противодействию инфекции у организаций и ИП возникают дополнительные расходы – на охрану труда, на обеспечение безопасности клиентов, в связи с переводом сотрудников на удаленную работу и другие. Их нужно правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете.
Дополнительные затраты на охрану труда
Это могут быть затраты:
— на закупку антисептиков, масок, бахил, градусников и т.п.;
— на закупку и установку дополнительного оборудования: сушилок для рук, дозаторов для жидкого мыла, санитайзеров;
— на проведение дезинфекции помещений, в том числе на закупку дезинфицирующих средств.
Эти затраты экономически оправданны для работодателя (ст. 22, 223 ТК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Учесть их можно либо в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Уплачивать НДФЛ и страховые взносы с безвозмездно переданных работникам масок, бахил и прочего не нужно – НДС по ним вы ставите к вычету в обычном порядке.
Если вы применяете УСН (с объектом «доходы минус расходы») или уплачиваете ЕСХН, то при определении объекта налогообложения вы можете учесть расходы на дезинфекцию помещений, на приобретение приборов (оборудования), спецодежды, других средств защиты, предусмотренные законодательством РФ или совершенные для выполнения требований органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5, 46 п. 2 ст. 346.5, пп. 5, 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Приобретенные медицинские маски, респираторы и другие средства защиты, санитайзеры и жидкое мыло отразите в бухгалтерском учете в составе МПЗ на счете 10 «Материалы». Также учтите градусники и дополнительное оборудование стоимостью менее лимита отнесения активов к объектам основных средств, установленного организацией в учетной политике.
Стоимость учтенных как МПЗ дозаторов, сушилок, градусников, масок, респираторов, санитайзеров, приобретенных в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, при передаче для использования в подразделения спишите в прочие расходы (пп. 13, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Стоимость услуг по дезинфекции помещений (без подлежащего вычету НДС) также учтите в прочих расходах на дату подписания акта об оказании услуг.
Документы:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020);
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».