Как эмоциональный интеллект можно использовать в работе? Для чего его нужно развивать? Как его уровень влияет на показатели эффективности? Почему hr-менеджеры должны обладать повышенным эмоциональным интеллектом? Каким образом конфликты на работе могут быть полезны? Об этом и многом другом журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с Еленой Хлевной, научным руководителем программы развития эмоционального интеллекта МЦ «Креативные технологии консалтинга», руководителем лаборатории поведенческой экономики и аналитического консалтинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, к. э. н. и к. психол. н., MBA.
Как можно применить эмоциональный интеллект в бизнесе? Насколько он может быть интересен для работодателей?
В бизнесе еще со времен Генри Форда существовало заблуждение о полной технологизации. Тогда было введено правило: оставь эмоции дома. В обиход вошло выражение «ничего личного, только бизнес». Но человек не машина, он не может «отключить» эмоции. Он их постоянно «носит» с собой. Наравне с дыханием человек испытывает, проявляет эмоции и считывает их с других. Оставить их дома в принципе невозможно. Однако, несмотря на это, в течение долгого времени на эмоциональную составляющую в бизнесе не обращали никакого внимания.
Сейчас же тенденция постепенно меняется. Развивается такое направление, как поведенческая экономика. Начали задумываться над тем, что решения человек принимает не на основании здравой логики (хотя рассчитывает и анализирует ситуацию), а на основании каких-то других субъективных, эмоциональных факторов. Хочу напомнить, что еще в 2002 г. Нобелевскую премию по экономике получили психологи Даниель Канеман и Амос Тверски за то, что научно доказали, что человек принимает решения эмоционально. То есть эмоциональный фактор имеет большое значение. Даже если логически все просчитано и очевидно, что выгоднее один вариант, решение выбирается иное, где «приятнее» на потребительском уровне.
Можете привести пример?
Человеку выгоднее идти покупать в магазин, который находится рядом с домом, там дешевле. Но чуть подальше есть другой магазин, где более приятная атмосфера, где продавец симпатичнее, хоть цены там и подороже. В бизнесе же подобных факторов очень много. Просто на них стали обращать внимание только последние 30 лет. Раньше на эмоции закрывали глаза и старались максимально отстраниться, сейчас же поняли, что нужно не закрываться и отстраняться, а использовать их. Это тот ресурс, который недооценен и не использован в бизнесе. Если обращать внимание на этот ресурс и применять его для решения бизнес-задач осмысленно, с умом, то можно с минимальными вложениями кратно повысить эффективность бизнеса.
Эмоции не только «приносишь» с собой из дома, часто их испытываешь и на рабочем месте, из-за коллеги или клиента. Ведь бесконфликтных коллективов практически не бывает.
Отмечу, что конфликты иногда полезны. Бытует заблуждение, что нужно всегда быть в ровном эмоциональном состоянии, с позитивными эмоциями и что человек с высоким эмоциональным интеллектом не повышает голос, всегда дружелюбен и весел. Это не так. В спектре есть разные эмоции, например страх и гнев. И некоторые задачи наиболее эффективно решаются именно с помощью этих эмоций. Поэтому человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом умеет выбрать нужную эмоцию и использовать ее для решения стоящих перед ним задач. Иногда, например, требуется разгневаться и накричать на некоторых сотрудников.
Из этого делаем вывод, что руководители, работники, у которых в подчинении есть сотрудники, должны обладать повышенным эмоциональным интеллектом и уметь использовать и применять эмоции.
По сути, да. Для руководителей — это жизненная необходимость, потому что если у сотрудников эмоциональный интеллект развит выше, чем у руководителя, то сотрудник будет управлять начальником.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс