Практика показывает, что большая часть опозданий на работу приходится на периоды после длительных праздников и отпусков. У людей, успевших привыкнуть к более расслабленному режиму, не всегда быстро получается загонять себя в рамки трудовых будней. Опоздания на работу, безусловно, представляют собой нарушение работником трудовой дисциплины, несоблюдение режима рабочего времени организации. Но, наказывая сотрудника за такой проступок, работодатели часто сами допускают нарушения, из-за которых работники впоследствии успешно оспаривают применение к ним дисциплинарных мер в суде. Мы собрали наиболее распространенные ошибки работодателей на основе анализа судебной практики и подготовили для вас рекомендации, как их избежать. Рассказываем подробно о последствиях того, что работодатель не ознакомляет работников с режимом рабочего времени под подпись, не фиксирует факт опоздания на работу, не учитывает объяснение работника, не соблюдает всю процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности, не принимает во внимание тяжесть совершенного проступка, штрафует провинившегося или произвольно уменьшает ему зарплату, увольняет без наличия достаточных оснований, считает опозданием отсутствие на рабочем месте сотрудника с разъездным характером работы и пр.
- Работник изначально не ознакомлен с режимом труда
ТК РФ не содержит определения опоздания. На практике опозданием считается любое появление на работе позже времени, установленного в заключенном с работником трудовом договоре или локальном нормативном акте работодателя. Опозданием является не только не вовремя начатый рабочий день, но и задержка с обеденного перерыва и т.п. В связи с этим важно заранее установить время работы и отдыха работника и ознакомить его с ним под подпись. С опозданием неразрывно связан прогул — то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, смены независимо от его продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд. Получается, опоздание — это кратковременное отсутствие на рабочем месте, а прогул — длительное. Для иллюстрации конкретных случаев нарушений со стороны работодателя в примерах из судебной практики мы будем также ссылаться и на дела с прогулами, поскольку аргументы, используемые работодателями и работниками, а также выводы суда вполне можно применять и к ситуациям с опозданием (за исключением особенностей увольнения за прогул).
- Факт опоздания не зафиксирован
Факт опоздания должен быть надлежащим образом зафиксирован, иначе нарушителя нельзя будет привлечь к ответственности. Если работник попытается оспорить свое наказание, то работодателю придется представить в суд (или ГИТ) доказательства нарушения. В качестве доказательств можно использовать данные технических средств: систем электронного пропуска, камер видеонаблюдения с таймером времени на входе в офис, систем электронной регистрации на компьютере. Суды принимают такие доказательства (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 по делу N 88-19861/2020).
Также опоздание может подтверждаться служебной запиской непосредственного руководителя работника или показаниями охранников и вахтеров. Такие записки и сведения технических средств должны содержать Ф.И.О. нарушителя и время прихода на рабочее место.
- Не учтено объяснение работника
После фиксации факта опоздания следует запросить у работника письменное объяснение. Если работник не представит его по истечении 2 рабочих дней, то об этом надо составить акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Если же работник представит объяснение, то надо проанализировать, не вызвано ли опоздание какими-либо уважительными причинами.
В ТК РФ перечня уважительных причин, по которым работник может опоздать, нет. В каждой конкретной ситуации руководитель организации сам вправе оценить, насколько они уважительны. Анализ судебной практики показывает, что уважительными причинами опоздания суды признают, в частности, документально подтвержденные:
— сбои в работе общественного транспорта в целом, если нельзя воспользоваться другим видом транспорта;
— болезнь работника или члена его семьи, за которым требовался уход;
— ДТП;
— аварию газо- и водопровода;
— стихийное бедствие (пожар, наводнение и т.д.).
Но если объяснения работника нелогичны и противоречивы, то не стоит бояться его наказывать.
Самая распространенная причина опоздания — задержка транспорта и пробки на дорогах. Если работник не смог добраться до места работы вовремя, проявив должную осмотрительность (вышел из дома заранее или выбрал другой вид транспорта), можно признать, что уважительных причин опоздания не было.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс