Содержание корпоративной культуры - Компания «АПИ»

Содержание корпоративной культуры

Корпоративная культура (также используются близкие по смыслу термины «управленческая культура», «производственная культура», «культура трудовых отношений», «организационная культура», «деловая культура», «корпоративная культура», «организационный климат» и др.) охватывает большую часть материальной и духовной жизни рабочего коллектива. Она определяет доминирующие в учреждении климат и ценности, задающие сотрудникам ориентиры поведения, стиль общения и сложившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и поддерживаются большинством работников.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Один из таких подходов предлагает рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе десяти характеристик:

  1. осознание себя и своего места в организации: в одних организациях ценится сокрытие работником своих внутренних настроений, в других поощряется их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм;
  2. коммуникационная система и язык общения: использование устной, письменной, невербальной коммуникации (профессиональный сленг, аббревиатуры, жестикуляция) и степень открытости общения в разных организациях различаются — все это зависит в том числе от отраслевой и территориальной принадлежности учреждения;
  3. внешний вид, одежда и представление себя на работе: разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, использование косметики, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур;
  4. что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (какова организация питания работников, имеются ли в учреждении места для приема пищи, какова периодичность и продолжительность питания, едят работники разных уровней иерархии вместе или отдельно?);
  5. отношение к рабочему времени и его использование (степень пунктуальности, соблюдение рабочего распорядка и поощрение за это);
  6. взаимоотношения между людьми (разделение сотрудников по возрасту и полу, статусу и власти, интеллекту, опыту, знаниям и т.п., степень формализации отношений, уровень получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);
  7. ценности (набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что ценят сотрудники (свое положение, титул, саму работу или др.) и как эти ценности поддерживаются;
  8. вера во что-то и отношение или расположение к чему-то: это может быть вера в руководство, успех, собственные силы, взаимопомощь, справедливость и т.п., отношение к коллегам, клиентам, злу, агрессии и т.п., влияние религии и морали;
  9. развитие и обучение работников (бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или силу, процедуры информирования работников, подходы к объяснению причин);
  10. трудовая этика и мотивация (отношение к работе и ответственность за ее результат, качество работы, рабочие привычки, оценка работы и вознаграждение за нее, индивидуальная или групповая работа, продвижение по карьерной лестнице, чистота рабочего места).

Таким образом, сотрудники организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Проанализировав перечисленные характеристики в отношении конкретного учреждения, можно понять его корпоративную культуру. Однако в полной мере говорить о наличии такой культуры в учреждении можно, если, во-первых, большинство его сотрудников разделяют основные ценности, во-вторых, эти ценности отличают данное учреждение от других ему подобных.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Особенности формирования корпоративной культуры в учреждении (Заглумина Н.А.) («Руководитель автономного учреждения», 2015, N 9) {КонсультантПлюс}

 

Мы Вам перезвоним

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс






      Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс

        Обратная связь

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

              Заказать подборку по данной теме

                Регистрация на конкурс

                Только администратор может добавлять новых пользователей.

                Заказать видео

                  Записаться на мероприятие

                    Записаться на курс

                      Заказать документ

                        Что для Вас идеальные условия труда?