Случаи и способы обжалования участником действий заказчика - Компания «АПИ»

Случаи и способы обжалования участником действий заказчика

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

  1. неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения;
  2. предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  3. осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ);
  4. неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом согласно ч. 9 указанной статьи участник закупки также вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в судебном порядке.

Исходя из названной нормы Закона, следует, что при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ обжалованию в административном порядке (в отличие от судебного) подлежит весьма ограниченный круг нарушений. Действительно ли это так и существует ли законная возможность обжаловать в административном порядке иные нарушения, допущенные заказчиком (закупочной комиссией, оператором электронной площадки), при осуществлении закупок?

Ответ на данный вопрос дает ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), устанавливающая, что по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Фактически данная норма расширяет круг вопросов, которые могут быть предметом жалобы, подаваемой в антимонопольной орган на действия (бездействие) заказчика (или иного организатора торгов, например, специализированной организации), оператора электронной площадки, комиссии, и позволяет обжаловать любые нарушения, допущенные при организации и проведении закупок по Закону N 223-ФЗ. Именно по такому пути идет на сегодняшний день правоприменительная практика — принимаются к рассмотрению жалобы на любые нарушения, допущенные при организации и проведении торгов в рамках Закона 223-ФЗ, а не только на действия (бездействие) заказчиков в случаях, поименованных в ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Названные нормы Законов N 223-ФЗ и 135-ФЗ дают нам не только представление о том, какие именно нарушения, допущенные при организации и проведении закупок по Закону N 223-ФЗ, возможно обжаловать в административном порядке, но и определяют орган, уполномоченный на рассмотрение таких жалоб, — это антимонопольный орган. Согласно п. 15 ст. 4 Закона N 135-ФЗ под антимонопольным органом понимаются как федеральный антимонопольный орган, так и его территориальные органы. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее — Положение о ФАС России) федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). При этом встает еще один вопрос: каким образом распределяются полномочия по рассмотрению жалоб на закупки, осуществляемые в рамках Закона N 223-ФЗ, между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами? На сегодняшний день административный регламент осуществления Федеральной антимонопольной службой функции по рассмотрению жалоб в порядке ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ отсутствует, а полномочия по рассмотрению жалоб между центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами антимонопольной службы распределены на основании письма ФАС России от 01.03.2012 N ИА/6011, согласно которому:

центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг стоимостью свыше 1 млрд. рублей;

  • жалобы на действия (бездействие) заказчиков при проведении иных закупок рассматриваются территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика;
  • в случае если закупка осуществляется филиалом заказчика, жалоба в отношении такой закупки может быть рассмотрена территориальным управлением по месту нахождения филиала заказчика по согласованию с территориальным управлением, на территории деятельности которого находится заказчик.

При этом центральный аппарат ФАС России вправе поручить территориальному органу ФАС России рассмотрение жалобы либо принять решение о рассмотрении жалобы в центральном аппарате ФАС России.

Также необходимо учитывать, что центральный аппарат ФАС России и территориальные антимонопольные органы обладают одинаковой компетенцией по рассмотрению жалоб; у ФАС России отсутствуют полномочия рассматривать жалобы на решения территориальных органов по итогам рассмотрения жалоб.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  Статья: Порядок и особенности административного обжалования закупок по Закону N 223-ФЗ (Лисовенко О.К.) («Юриспруденция», 2015) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс