Полагаем, что для расчета средней заработной платы целесообразно воспользоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения <2> (далее — Указания) (в частности, формы П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»). В целях обеспечения сопоставимости данных о заработной плате по видам экономической деятельности в фонд заработной платы включаются (п. 83.1 Указаний):
- начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное время;
- начисленные суммы оплаты труда за неотработанное время (в частности, оплата труда за период очередного, дополнительного, учебного отпусков, средний заработок на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку (курсы повышения квалификации и т.д.), за время исполнения государственных или общественных обязанностей, время медицинского обследования, время простоя по вине работодателя либо причинам, не зависящим от работодателя и работника, доплаты до среднего заработка, начисленные сверх сумм пособий по временной нетрудоспособности, и пр.);
- компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы;
- доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты
- оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Фонд оплаты труда рассчитывается путем суммирования за выбранный период расчета (месяц, квартал, год либо иной период) всех выплат, имеющих отношение к оплате труда в организации.
Формула расчета средней заработной платы следующая:
СЗП = ФОТ / ССЧ / КМ,
где СЗП — средняя зарплата организации на одного работника;
ФОТ — фонд оплаты труда за период;
ССЧ — среднесписочная численность работников за период;
КМ — количество месяцев, за которые учитывается заработная плата.
Таким образом, средняя заработная плата по организации рассчитывается путем деления фонда заработной платы работников, начисленной за рассчитываемый период, на среднесписочную численность работников организации за данный период и число месяцев в периоде, за который учитывается заработная плата.
Среднесписочная численность работников также рассчитывается в зависимости от выбранного периода, она может быть среднемесячной, среднеквартальной или среднегодовой. Среднесписочная численность работников определяется на основании списочной численности работников, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода (п. 77 Указаний).
Пример 1. Среднесписочная численность работников учреждения за 2018 год составила 100 человек, годовой фонд оплаты труда — 38 680 000 руб.
Среднемесячная заработная плата по учреждению за 2018 год — 32 233 руб. (38 680 000 руб. / 100 чел. / 12 мес.).
Если в учреждении есть сотрудники, работающие неполное рабочее время, среднесписочная численность работников определяется в соответствии с п. 79.3 Указаний. Так, работники, которым согласно законодательству РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (работники в возрасте до 18 лет, работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка, работники, являющиеся инвалидами I и II групп), а также лица, работавшие неполное рабочее время по инициативе работодателя, учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.
В остальных случаях лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с их письменного согласия на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному ими времени. Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке.
Шаг 1. Исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, например:
— 40 часов — на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
— 36 часов — на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
— 24 часа — на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).
Шаг 2. Определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок на работу, приходящиеся на рабочие дни по календарю, в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).
Пример 2. В учреждении 5 работников в августе 2019 года были заняты на работе неполное рабочее время: 2 работника отработали по 4 часа в день (каждый из них — по 22 рабочих дня), 3 работника — по 3,2 часа в день (22, 10 и 5 рабочих дней соответственно).
Первые из названных сотрудников, работающих неполное рабочее время, учитываются за каждый рабочий день как 0,5 человека (4 ч / 8 ч), вторые — как 0,4 человека (3,2 ч / 8 ч).
Средняя численность не полностью занятых работников — 1,7 человека ((0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,5 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 22 раб. дн. + 0,4 чел. x 10 раб. дн. + 0,4 чел. x 5 раб. дн.) / 22 раб. дн. в августе). Они учитываются при определении среднесписочной численности работников.
Соответственно, если в учреждении есть сотрудники, работающие неполный рабочий день, для исчисления среднесписочной численности работников суммируются среднесписочная численность работников с полным рабочим днем и среднесписочная численность работников с неполным рабочим временем.
Стоит отметить, что в таблице, которой руководствуются налоговики для анализа показателей уровня заработной платы, используются показатели численности работников по данным форм 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам. Поскольку в этих формах нет информации о том, работают ли сотрудники в учреждении полный рабочий день или неполное рабочее время, результат о среднемесячной заработной плате по подсчетам учреждения и налоговых инспекторов может быть различным. При необходимости учреждение может представить в налоговую инспекцию пояснения.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
{Статья: Как рассчитать среднемесячную зарплату по учреждению? (Чернов С.А.) («Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 11) {КонсультантПлюс}}