Пункт 9 Положения N 922 предусматривает случаи использования среднего дневного заработка. Он определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Как отмечено в п. 3.1 Постановления N 34-П, из буквального смысла приведенных нормативных положений следует, что средний дневной заработок для всех случаев определения среднего заработка (кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени) используется:
- для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, когда такая сумма исчисляется для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск;
- в иных случаях, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода.
Вместе с тем в правоприменительной практике указанные нормативные положения расцениваются как предписывающие использовать средний дневной заработок для всех случаев исчисления среднего заработка, а для определения размера выходного пособия работникам, уволенным по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника исходя из количества рабочих дней, в котором и осуществляется расчет.
На основании такого толкования размер выходного пособия заявителю (см. рассматриваемое Постановление) был исчислен с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. Однако и при исчислении заработной платы, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила:
- наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (ч. 4 ст. 112 ТК РФ);
- работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада (должностного оклада), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).
Таким образом, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, вопреки воле законодателя, предусмотревшего гарантию в связи с увольнением в размере среднего месячного заработка, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность. Их заработок не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.
Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании п. 9 Положения N 922 напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо при осуществлении в социальном правовом государстве правового регулирования в сфере труда.
Обратите внимание! Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности (п. 4 Постановления N 34-П).
В резолютивной части Постановления КС РФ установил, что оспариваемое Положение N 922 не вступает в противоречие с Конституцией РФ, поскольку не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок. В связи с вышесказанным правоприменительные решения по делу заявителя, вынесенные на основании п. 9 Положения N 922 в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: КС РФ указал, как правильно рассчитать выходное пособие при сокращении (Мухин С.) («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2019, N 12) {КонсультантПлюс}