Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и открытый конкурс в электронной форме, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень.
В некоторых случаях для закупки строительных работ можно провести, например:
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме, если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. При этом НМЦК таких закупок должна быть более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99);
- запрос котировок в электронной форме, если НМЦК не превышает 3 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ);
- закупку у единственного подрядчика, если есть основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обратите внимание: до 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ. Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности при закупках на выполнение федеральным органом исполнительной власти (его подведомственным учреждением), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, работ по строительному контролю (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 543).
За нарушение порядка проведения закупок вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы провели запрос котировок в электронной форме, когда закупка была возможна только в форме аукциона или конкурса, штраф составит 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Обратите внимание: приобретение недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, вместо закупки строительных работ по такому объекту неправомерно. С учетом конкретных обстоятельств неправомерным могут признать также приобретение готового объекта недвижимости у единственного поставщика (Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19). Ведомство дополнительно указало: Закон N 44-ФЗ позволяет по итогам конкурентной закупки заключить договор купли-продажи квартиры, которая будет создана (с учетом позиции ВАС РФ) (Письмо от 09.12.2019 N МЕ/108026/19).
Для проведения конкурентной закупки обычно необходимы следующие документы:
Составляя документацию, учтите требования к формированию предмета закупки. В частности, строительные работы можно включить в один лот с иными работами только в определенных случаях. Например, их можно объединить с проектированием и вводом в эксплуатацию объекта капстроительства, если контракт заключается по ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Правила заключения такого контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563.
Документы нужно разместить в ЕИС не менее чем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ):
- за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
- семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб.;
- семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 2 млрд руб. и закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства;
- 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в остальных случаях;
- 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме).
Обратите внимание: при проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС размещается только извещение и проект контракта, документация о закупке не формируется (ч. 1, 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, и документы (информацию), указанные в ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в том числе:
- требования к участникам закупки. Устанавливаются единые требования, а при необходимости доптребования (ч. 1, 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Учтите, что выполнять строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства по договору подряда имеют право ИП и юрлица — члены соответствующей СРО, кроме случаев, указанных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Исходя из сложившейся практики ФАС России, рекомендуем при установлении требования о членстве в СРО участника закупки предусмотреть в документации:
- требование о том, что уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта;
- обязанность участника представить в составе заявки выписку (ее копию) из реестра членов СРО, которая подтверждает его членство в этой организации. При этом не стоит устанавливать конкретное требование к сроку ее действия или дате выдачи. Полагаем, что она должна быть действительной на момент окончания срока подачи заявок.
Дополнительные требования нужно предусмотреть при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта для федеральных нужд более 10 млн руб. (для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд — более 5 млн руб.), если закупаются следующие работы (позиции 2 — 2(6) Приложения N 1 к Постановлению N 99):
- по строительству, реконструкции объекта капстроительства;
- строительству, реконструкции линейного объекта;
- строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- ремонту, содержанию автодорог;
- капремонту объекта капстроительства;
- капремонту линейного объекта;
- сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта).
Дополнительные требования также следует установить при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме с НМЦК выше 100 млн руб., если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) (позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99).
Учтите: нельзя устанавливать дополнительные требования одновременно по нескольким позициям Приложений N N 1 и 2 к Постановлению N 99 (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672);
- утвержденную проектную документацию. Ее необходимо включить, если закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства. Исключение составляют два случая (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ):
- подготовка проектной документации по законодательству не требуется;
- работы закупаются согласно ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Ее включение в состав документации является надлежащим исполнением требований п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В связи с этим дополнительно составлять техническое задание, в том числе указывать функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, не надо. Учтите также: по Закону N 44-ФЗ объем и содержание работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства определяются такой и (или) иной технической документацией (ч. 6 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ).
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Если вы планируете осуществить закупку работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства не полностью, а отдельными этапами, проектную документацию в отношении каждого этапа нужно разработать в объеме, необходимом для его осуществления (Письмо Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08). Учтите, что возможность выполнить такие работы по этапам нужно обосновать.
При закупке работ по капремонту объекта капстроительства за счет бюджетных средств вы не обязаны формировать проектную документацию в полном объеме (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). ФАС России отметила, что при закупке таких работ может быть подготовлена только смета. В этом случае от участников нужно требовать предоставить в первой части заявки исключительно согласие на выполнение работ (Информация ФАС России). Однако есть и альтернативная позиция.
Важно! Если вы планируете осуществить строительство, капремонт, реконструкцию объекта капстроительства в рамках нацпроектов (госпрограмм), то перед разработкой проектной документации направьте задание на проектирование на проверку в органы (организации) госэкспертизы субъектов РФ (Письмо Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01). Примерная форма задания на проектирование объекта капстроительства приведена в Приложении к Методическим рекомендациям о порядке согласования такого задания, которые содержатся в том же Письме;
- требования к содержанию и составу заявки.
Если для закупки строительных работ вы собираетесь провести конкурс с ограниченным участием в электронной форме, то требования к содержанию и составу заявки установите в общем порядке.
Обратите внимание! Утверждены типовые формы заявок на участие в закупках в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Их следует учитывать, в частности, при установлении требований к составу заявок (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона они зависят от того, входит ли в состав аукционной документации проектная документация:
- если она включена, то укажите, что в первой части заявки участник представляет только согласие на выполнение работ на условиях документации. Оно дается с использованием средств электронной площадки, поэтому не требуйте формирования отдельного файла (п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Если электронный аукцион признан несостоявшимся, можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение в документацию иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
- если она не включена, то первая часть заявки помимо согласия на выполнение работ должна содержать сведения о товаре, который будет поставляться при их выполнении, а именно (ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):
— наименование страны происхождения товара;
— сведения о товарном знаке (при наличии) и конкретных показателях товара, соответствующих положениям документации. Такую информацию участник представляет, если в документации не указан товарный знак либо он предложил товар с другим товарным знаком.
Наличие проектной документации в составе аукционной документации не повлияет на требования к составу второй части заявки. Нельзя требовать представления в ее составе документов, подтверждающих соответствие доптребованиям. Такие документы участник закупки представляет оператору электронной площадки, который проверяет только их комплектность и принимает решение о размещении в реестре участников (ч. 12, 13 ст. 24.2, ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217). Соответствие участника аукциона доптребованиям проверяет комиссия при рассмотрении вторых частей заявок.
Учтите, что в рамках конкурса с ограниченным участием в электронной форме представление этих документов требовать нужно. С учетом положений ч. 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ полагаем, что не надо признавать заявку не соответствующей требованиям документации в связи с их отсутствием в составе заявки, если необходимые документы представил оператор электронной площадки.
При проведении открытого конкурса в электронной форме требования к содержанию и составу заявки зависят от наличия проектной документации:
- если вы включили ее в описание объекта закупки, укажите, что в первой части заявки участник должен только выразить согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке. Он должен сделать это с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, поэтому не требуйте сформировать согласие в виде отдельного файла (п. 3 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Учтите, если открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, то можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
- если проектной документации нет, укажите, что первая часть заявки должна содержать (ч. 4 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ):
- согласие на выполнение работ;
- предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (если устанавливаете критерий оценки заявок «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»). Учтите: отсутствие такого предложения не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
- сведения о товаре, который будет поставляться при выполнении работ: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие положениям конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии), если в конкурсной документации не указан товарный знак либо участник предлагает товар с другим товарным знаком.
На требования к составу второй части заявки на участие в таком конкурсе наличие проектной документации не влияет;
- дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Заявки необходимо рассмотреть в срок, не превышающий (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ):
- 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства;
- пяти рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме);
- трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок на участие:
- в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб. (не более 2 млрд руб. — при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства);
- открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), если НМЦК не более 1 млн руб.
Не нужно устанавливать дату рассмотрения первых частей заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме, если в описание объекта закупки включена проектная документация (п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Учтите также: если в состав аукционной документации включена проектная документация и участник представил согласие, то он считается допущенным к участию в электронном аукционе. При этом первые части заявок не рассматриваются (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- дату проведения электронного аукциона или дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) окончательных предложений о цене контракта.
Обычно дата проведения аукциона — это следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если в аукционную документацию включена проектная документация, то аукцион начнется через четыре часа после окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Данное условие применимо и в случае, если окончание такого срока выпадает на нерабочий день (Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421).
Вместе с тем рекомендуем не устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий (выходной или праздничный) день.
Дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) — это второй рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Если в конкурсную документацию включена проектная документация, дату подачи окончательных предложений устанавливать не нужно (ч. 3 ст. 54.6, ч. 4 ст. 56.1, п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);
- обоснование НМЦК. Учтите: если вы закупаете работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу расположенных в РФ объектов капстроительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также строительству на территории РФ некапитальных строений и сооружений, то расчет и обоснование НМЦК нужно осуществить в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Важно! При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства на территории РФ может потребоваться обязать подрядчика выполнить часть из них самостоятельно (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Возможные виды работ и их объем необходимо включить в документацию (пп. «а» п. 2 Постановления N 570). Положения Постановления N 570 не применяются к закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).
Обратите внимание: утверждены Требования к типовой документации для закупок в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Такую документацию разработает Минфин России (п. 5 указанных Требований, Письмо Минфина России от 19.11.2019 N 24-06-05/89376). Применять ее придется в обязательном порядке (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте, соответствуют ли данные проводимой закупки информационной карте. Если да, то вы должны использовать типовой контракт или типовые условия. Например, в сфере строительства утверждены:
- типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (Приказ Минтранса России от 05.02.2019 N 37);
- типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капстроительства (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр). Данный Приказ не действует в отношении заключенных по ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактов, предметом которых является в том числе проектирование объектов капстроительства (Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 24-03-08/27815);
- типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр).
Если типовые условия вам не подходят (например, закупаете работы, не указанные в информационной карте), подготовьте проект контракта самостоятельно. В нем, в частности, учтите требования Закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: к контракту на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства законодательно установлен ряд требований, например:
- он должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных работ исходя из их объема и цены контракта;
- приложением к нему являются график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных работ (при наличии);
- объем и содержание работ определяются проектной документацией, а также иной технической документацией, предусмотренной в нем.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как провести закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}