Простая электронная подпись — это электронная подпись (далее — ЭП), которая с помощью кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭП определенным лицом (ч. 1, 2 ст. 5 Закона об электронной подписи).
В отличие от усиленной простая ЭП не гарантирует, что после подписания электронного документа в него не вносились изменения.
Требование о наличии подписи при совершении сделки в письменной форме с помощью электронных либо иных технических средств считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Полагаем, что таким способом может быть в том числе использование ЭП. Этот способ может быть предусмотрен законом, иными правовыми актами и соглашением сторон (п. 1 ст. 160 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Закона об электронной подписи).
Чтобы документ считался подписанным простой ЭП, в него включается сама подпись либо информация о лице, от имени которого был создан и (или) отправлен этот документ. В последнем случае ключ ЭП должен применяться по правилам, установленным оператором информационной системы, в которой создается и (или) отправляется электронный документ (ч. 1 ст. 9 Закона об электронной подписи).
Для создания простой ЭП не нужно использовать средства ЭП (ч. 3 ст. 9, ст. 12 Закона об электронной подписи). Обычно она создается при вводе логинов и паролей или использовании кода подтверждения, отправленного в СМС.
Вы можете применять простую ЭП во внутреннем и внешнем электронном документообороте при наличии, в частности:
- соответствующего соглашения с контрагентом, с которым вы собираетесь обмениваться электронными документами (ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи);
- собственной корпоративной информационной системы. Однако вы можете присоединиться к уже существующей системе (сервису электронного документооборота) (ч. 1 ст. 3 Закона об электронной подписи, Письмо Минкомсвязи России от 24.04.2013 N П8-1-01-4802).
Простую ЭП можно применять, в частности:
- при составлении первичных документов бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, Письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-07/32128, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58456);
- при дистанционном банковском обслуживании, в частности, с помощью систем «Клиент-Банк» или «Интернет-банкинг».
Чаще всего простую ЭП используют граждане, например, когда совершают покупки в интернет-магазинах или получают определенные госуслуги через соответствующий электронный портал (ст. 21.2 Закона о предоставлении госуслуг).
Такую подпись можно применить для подписания как единичного документа, так и пакета документов (ч. 4 ст. 6 Закона об электронной подписи).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс