Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ рекомендует налогоплательщику исследовать следующие признаки потенциального партнера:
- отсутствие личных контактов с руководством при обсуждении условий договора, а также при его подписании;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента или его представителя, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, и/или производственных, и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или однодневки), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышает такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (напр., длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафы, расчеты через третьих лиц и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (напр., копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения им условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физлицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг) и т.п.
Суды, в свою очередь, выделяют следующие признаки однодневок:
- сведения о среднесписочной численности работников организации представлены на 1 человека;
- у общества отсутствуют основные средства, производственные активы, персонал, складские помещения, транспортные средства, т.е. те условия, которые необходимы для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, одновременно с этим отсутствуют и расходы по банку на все вышеперечисленные цели;
- расчетный счет открыт незадолго до заключения договора;
- организация не несет расходы, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. по оплате общехозяйственных расходов (коммунальные платежи, услуги связи, аренда имущества, транспортных средств, складских помещений), движение по расчетному счету носит транзитный характер (суммы, перечисляемые в этот же день в этом же размере, перечисляются дальше без какой-либо наценки);
- бухгалтерская отчетность в налоговый орган не представляется (см. Постановление АС Уральского округа от 28.11.2019 N Ф09-236/18 по делу N А60-37646/2016, Постановление АС Дальневосточного округа от 21.10.2019 N Ф03-4568/2019 по делу N А73-4126/2015, Постановление Десятого ААС от 11.10.2018 N 10АП-12511/2018 по делу N А41-47475/17).
Следовательно, чем большему числу признаков соответствует сомнительная организация, тем выше вероятность, что она является однодневкой.
При этом в суде можно доказать, что даже наличие какого-либо из признаков не говорит о том, что сделка была проведена фиктивно и для получения налоговой выгоды.
Так, налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций и у контрагентов налогоплательщика отсутствовала возможность для осуществления соответствующих хозяйственных операций, и обратился в суд с иском о взыскании этих сумм с налогоплательщика. Суд отказал в иске, указав следующее.
Контрагент ответчика в проверяемый период был зарегистрирован в ЕГРЮЛ, состоял на налоговом учете, состоявшиеся сделки не признаны в установленном законом порядке недействительными, каких-либо налоговых претензий к контрагентам ответчика инспекция не предъявляла. Компания представляла налоговую отчетность и уплачивала налоги.
Отсутствие в штате контрагента достаточного количества работников, а также транспортных средств не является доказательством несовершения участниками хозяйственного оборота сделок, поскольку гражданское законодательство не ограничивает возможность привлечения третьих лиц для исполнения обязательств по договору.
Довод инспекции относительно того, что контрагенты не находятся по адресу регистрации, не свидетельствует о недобросовестности заявителя. В счете-фактуре контрагентов обозначен адрес, соответствующий адресу местонахождения юрлица, указанному в учредительных документах, что соответствует норме подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ.
Отсутствие у ответчика товарно-транспортных накладных не свидетельствует об отсутствии поставок товаров от контрагента. Доставку товара осуществляли поставщики, договор перевозки груза между сторонами не заключался, при таких условиях обязанность общества иметь транспортные накладные отсутствует.
При выборе контрагентов ответчик выполнял рекомендации, изложенные в письме ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84 «О проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов». Выбор осуществлялся путем сопоставления цен на товар и необходимых условий договора по оплате, доставке товара. Предложенные контрагентами условия сделок и цена товара отвечали интересам ответчика. Эти организации были проверены. Данных о недобросовестном осуществлении предпринимательской деятельности и иных негативных сведений об этих организациях, о наличии к ним претензий со стороны налоговых органов не выявлено.
Представленные ответчиком в ходе проверки документы позволяют определить достоверные данные о контрагенте по сделке, его адресе, объекте сделки, количестве поставляемых товаров, цене товара, а также сумме начисленного спорными контрагентами налога, и принятой затем обществом к вычету. Налоговым органом не доказано, что сведения, указанные в данных документах, являются недостоверными. Инспекция не представила суду доказательств того, что операции, отраженные в учете налогоплательщика, не были совершены им в действительности, документы, представленные налогоплательщиком, не отражают реальные хозяйственные операции.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что имеющимися в материалах дела документами полностью подтверждается реальность осуществления финансово-хозяйственной деятельности в проверяемый период вышеуказанными контрагентами (см. Постановление АС Поволжского округа от 04.12.2018 N Ф06-39401/2018 по делу N А49-9455/2017, Постановление АС Поволжского округа от 24.10.2019 N Ф06-53283/2019 по делу N А49-10285/2018).
Каждый налоговый спор имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому суды принимают во внимание конкретные обстоятельства дела и основным критерием служит реальность хозяйственных операций.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Признаки фирмы-однодневки: как проверить партнера? (Стюфеева И.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}