Примерами несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств являются:
- Оплата судебных расходов по делам, принятым не в пользу проверяемого учреждения, вследствие допущенных его работниками нарушений. В Постановлении АС СКО от 02.02.2017 N Ф08-10452/2016 отмечено, что отнесение на проверяемое учреждение соответствующих судебных расходов явилось следствием ненадлежащего исполнения работниками управления своих обязанностей и привело к необоснованным расходам бюджетных средств, что свидетельствует об их неэффективном использовании.
- Уплата проверяемым учреждением различных пеней, неустоек и штрафов, иных обязательных платежей, неисполнение договорных обязательств. Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.
Исходя из смысла и содержания ст. 34, 162 БК РФ, суды отметили, что расходы на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения, процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг не считаются заданным результатом деятельности учреждения и расходы на данные нужды являются неэффективными.
С учетом вышеизложенного суммы любых штрафов и пеней, уплаченные получателем бюджетных средств, могут быть признаны неэффективными расходами.
- Кроме того, наиболее часто к неэффективным расходам относят:
- приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные;
- содержание имущества, сданного в аренду, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания имущества учредителем не осуществляется. Аналогичная норма установлена для автономных учреждений;
- неиспользование в течение длительного времени полученных бюджетных средств;
- авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг при недостижении необходимого результата;
- наличие значительной просроченной дебиторской задолженности вследствие отсутствия должной претензионной и исковой работы, отсутствие мер по ее взысканию;
- оплату командировочных расходов сверх установленных размеров. Примером такого нарушения являются случаи принятия и возмещения работникам расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно по фактической стоимости проезда воздушным транспортом в салонах бизнес-класса и возмещения расходов пользования залами официальных лиц делегаций в аэропортах (VIP-залами);
- несоблюдение установленной предельной доли расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда по учреждению;
- плату за аналогичные товары (работы) одним учреждением в один и тот же период времени по разной стоимости;
- неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствие взысканий неустойки (пеней, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя));
- осуществление расходов по ремонту, содержанию, а также услуг по охране, уплату налога на имущество нефункционирующих помещений и зданий;
- расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата, например оплату проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения;
- приобретение объектов нефинансовых активов при отсутствии потребности в них;
- длительное время (более года) неиспользование приобретенного имущества;
- расходование бюджетных средств сверх необходимого (возможного) объема на получение требуемого результата;
- распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно. Например, металлический гараж находился в разобранном виде и не использовался в хозяйственной деятельности в связи с тем, что для его сборки отсутствовали необходимые площади;
- приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение;
- приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества;
- непринятие в расчет при выделении субвенций остатка средств, сложившегося на начало соответствующего периода;
- установление завышенных тарифных ставок, разрядов, необоснованных надбавок работникам государственных (муниципальных) учреждений;
- заключение договоров подряда с физическими лицами на работы (услуги), которые предусмотрены должностными инструкциями штатных работников;
- расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата, например переплату поставщику вследствие приобретения продукции по завышенным ценам (выше, чем это установлено договорами на поставку);
- расходование бюджетных средств на изготовление проектно-сметной документации, которая впоследствии в течение длительного времени не используется либо не востребована;
- длительное (более года) неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;
- заключение договоров аренды на использование площадей служебных помещений сверх утвержденных нормативов;
- установление в договорах аренды стоимости 1 кв. м служебных помещений выше уровня рыночных цен;
- превышение установленного учредителем на соответствующий финансовый год лимита потребления теплоэнергии;
- необоснованное привлечение коммерческих структур для выполнения функций государственного органа, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс