Предъявление претензии - Компания «АПИ»

Предъявление претензии

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Если досудебный порядок урегулирования спора обязателен, предъявите претензию в срок, который установлен договором или законом. Если вы его пропустите, вы рискуете утратить право на удовлетворение вашего требования.

Например, сроки для предъявления претензий железнодорожному перевозчику установлены в ст. 123 УЖТ РФ. Если вы нарушите этот срок, перевозчик вправе рассмотреть вашу претензию, только если признает уважительной причину пропуска срока.

Если вы обязаны сообщить контрагенту о несоответствиях незамедлительно, то поспешите с отправкой претензии, если вы предварительно не извещали контрагента о нарушениях. Например, незамедлительно сообщать нужно о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара (п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Если в законе или договоре срока нет или претензионный порядок необязателен, вы можете предъявить претензию в пределах срока исковой давности. Он по общему правилу составляет три года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по вашему иску (ст. ст. 196, 200 ГК РФ). Если подадите иск позже и контрагент заявит о пропуске срока исковой давности, суд может отказать вам в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка, то есть с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении. Если ответ на претензию не поступит в течение 30 дней (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) либо срока, установленного договором, это приравнивается к отказу в ее удовлетворении, поступившему на 30-й день либо в последний день срока, предусмотренного договором (п. 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Учтите при этом срок для ответа контрагента, который предусмотрен самой претензией, договором или законом. Пока он не закончится, вы не сможете обратиться в суд при отсутствии ответа на претензию, если вам нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования споров. Например, по денежному требованию вам придется ждать 30 календарных дней со дня ее отправки, если другого срока нет в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Иначе суд возвратит иск либо оставит его без рассмотрения, если он был принят к производству (п. 5 ч. 1 ст. 129, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Закон не разъясняет, что такое разумный срок для предъявления претензии. Суд будет определять его в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела, в результате разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель.

Если закон или договор требует предъявить претензию в разумный срок, рекомендуем отправить ее как можно раньше. Не откладывайте предъявление требований на несколько месяцев. Если вы пропустите разумный срок, суд может отклонить ваши требования или отнести на вас дополнительные расходы, которые возникли из-за вашей просрочки.

Форму претензии рекомендуем выбрать письменную, чтобы ее можно было направить контрагенту и получить доказательства ее получения. Этот документ понадобится вам для того, чтобы подтвердить соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. Такой порядок иногда обязателен, если вам потребуется обратиться в суд (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Подписать претензию может руководитель вашей организации или уполномоченное им лицо по доверенности.

Текст претензии должен содержать следующие элементы:

  • «шапка» (от кого, кому, дата, номер, название документа);
  • описание ситуации (суть нарушения, чем оно подтверждается);
  • ваши требования (зависит от условий договора и норм закона);
  • список приложений (документы, подтверждающие ваши аргументы и требования).

Учтите, что в некоторых случаях содержание претензии установлено нормативными актами. Например, при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 90 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Также законодательство может регламентировать, какие документы нужно приложить к претензии (см., например, п. 3 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вы можете предъявить в претензии как одно, так и несколько требований (одновременно или в определенной последовательности). Главное, чтобы ваши требования основывались на договоре и нормах законодательства.

В частности, вы можете предъявить:

  • одно требование. Например, расторгнуть договор (ст. 452 ГК РФ);
  • одно требование по вашему выбору из перечня. Например, вы можете требовать от подрядчика, который выполнил работу некачественно, либо безвозмездно устранить недостатки, либо возместить ваши расходы на устранение недостатков, либо соразмерного уменьшения цены работы (п. 1 ст. 723 ГК РФ);
  • несколько требований одновременно. Например, оплатить задолженность по арендной плате и неустойку за просрочку ее внесения;
  • несколько требований последовательно. Например, устранить недостатки в работе, а если они не были устранены в разумный срок, отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. п. 1, 3 ст. 723 ГК РФ).

Направьте претензию по адресу контрагента, который он указал в договоре как исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений. Именно такой адрес считается надлежащим, кроме случаев, когда вам известно (должно быть известно), что этот адрес недостоверен (см. Позицию ВС РФ).

Если в договоре этот адрес не приведен:

  • направьте претензию по юридическому адресу (адресу, указанному в ЕГРЮЛ), если контрагент — юрлицо. Если претензию доставят по этому адресу, она считается полученной, даже когда он там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Если контрагент — индивидуальный предприниматель, направьте ее по адресу, отраженному в ЕГРИП (см. Позицию ВС РФ). Вместе с тем направление претензии по иному указанному в договоре адресу также будет свидетельствовать о соблюдении претензионного порядка (п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020));
  • отправьте претензию по адресу электронной почты контрагента, если условия договора явно и недвусмысленно допускают использование такого способа отправки претензии (п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Направьте претензию способом, который установлен договором как исключительный способ для отправки юридически значимых сообщений. Именно такой способ считается надлежащим (см. Позицию ВС РФ).

Если в договоре способ не установлен, рекомендуем вам направлять претензию:

  • по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения. При этом по общему правилу направление досудебной претензии исключительно таким способом необязательно (п. 9 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)), однако на практике это поможет избежать споров, связанных с содержанием направленного контрагенту письма;
  • курьером — под подпись о получении уполномоченного контрагентом на прием корреспонденции лица, например, на копии претензии или реестре отправлений;
  • по электронной почте — если данная возможность явно и недвусмысленно предусмотрена договором (п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Сохраните все документы, которые подтверждают факт отправки и доставки претензии. Например, почтовую квитанцию и опись вложения при отправке по почте, уведомление о вручении, информацию об отслеживании отправления (например, с сайта Почты России https://www.pochta.ru/tracking), отчет о передаче факса или распечатку уведомления о доставке электронного письма. Их нужно будет приложить к иску, чтобы подтвердить соблюдение досудебного претензионного порядка, если он обязателен (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Учтите: если в исковом заявлении есть сведения о документах, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, но такие документы не представлены, суд оставит иск без движения (п. 13 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)).

Кроме того, такие документы могут вам понадобиться, если ваш контрагент не ответит на претензию или ответит на нее с опозданием. С их помощью вы можете доказать, что он нарушил досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен законом или договором. В этом случае суд независимо от результатов рассмотрения дела возлагает все судебные расходы на нарушителя (ч. 1 ст. 111 АПК РФ).

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как предъявить (выставить) претензию при неисполнении или ненадлежащем исполнении договора (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс






      Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс

        Обратная связь

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Чтобы получить прейскурант по почте,
            заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

              Заказать подборку по данной теме

                Регистрация на конкурс

                  Заказать видео

                    Записаться на мероприятие

                      Записаться на курс

                        Заказать документ

                          С чем ассоциируется у Вас наша компания