Выше мы все время рассматривали адаптацию нового сотрудника с точки зрения получения им необходимых знаний для выполнения своих должностных обязанностей. Но не менее, а может, даже более важным моментом его адаптации в компании является понимание и принятие им правил и обычаев компании — той самой ее незримой «души», которая отличает ее от других таких же. Лучше всего, если они будут сформулированы и записаны в виде ценностей компании, которые можно будет просто дать прочитать каждому новому сотруднику. Причем это стоит делать даже перед обучением остальным знаниям — в самом начале адаптации. Чтобы все последующее обучение ложилось уже на стратегическое видение компании и было понятно, почему важны те или иные действия, которые могли вообще отсутствовать на прошлом месте у нового сотрудника, хотя он работал на аналогичной должности в компании-конкуренте.
Например, в вашей компании руководство понимает, что грузчик часто является ее «лицом», по которому судят обо всей компании. Соответственно, при адаптации уделяют много внимания вопросам корректного взаимодействия с представителями клиента. Если на прошлой работе этого грузчика в таком ключе не воспринимали, то в вашей компании при обучении ему будет непонятно, почему и зачем его столько учат, как общаться, — в результате качество обучения резко упадет.
Если же вы сначала объясните этому грузчику, что главная ценность для вашей компании — это ее долгосрочные взаимоотношения с клиентами, что эти взаимоотношения состоят из разных аспектов и одним из важных является его личное общение с представителями клиентов, то обучение общению окажется полезным инструментом в адаптации этого грузчика в вашей компании. Иногда, когда ценности компании являются ее конкурентным преимуществом на рынке труда или они очень специфичные, их сообщают еще до приема на работу, чтобы соискатель на вакансию сразу оценил, будет ли ему комфортно работать в компании с такими ценностями. А кто-то из них может пойти к вам работать только из-за того, что разделяет ценности вашей компании!.. Кстати, иногда само наличие качественной адаптации может делать работу в вашей компании привлекательной.
Кроме этого, адаптация должна содержать в себе и другие психологические инструменты. Как уже говорилось выше, адаптация помогает новому сотруднику более комфортно приспособиться к работе в вашей компании. Поэтому первый день сотрудника в компании должен стать для него праздником: все ему рады, а иногда даже происходит небольшое «отмечание» — «прописка» сотрудника на новом месте. В последующие дни адаптации нового сотрудника очень помогает дружелюбное и приветливое отношение коллег и руководства.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс