Права и обязанности руководителя автономного учреждения - Компания «АПИ»

Права и обязанности руководителя автономного учреждения

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

Права и обязанности руководителя АУ определены федеральным аконодательством об автономных учреждениях и типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Что именно относится к компетенции первого лица? Какие полномочия отвечают нормам законодательства, а какие — нарушают их?

 

В федеральном законодательстве об автономных учреждениях отдельно определены полномочия их руководителей. Кроме того, в силу ТК РФ трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения (в том числе автономного) заключается на основе типовой формы, утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году. В июле и ноябре 2018 года в форму были внесены изменения — они связаны с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя. Последнее изменение вступило в силу 22.11.2018.

 

Отметим: если положения фактически заключенного договора не соответствуют типовой форме, это может стать основанием для претензий со стороны контрольных органов.

 

Права и обязанности,

установленные федеральным законодательством

 

К компетенции руководителя АУ (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и др.) относятся вопросы текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением тех, что отнесены федеральными законами или уставом АУ к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения (ч. 1 ст. 13 Закона N 174-ФЗ). Иными словами, руководитель принимает те решения, которые не уполномочены принимать учредитель учреждения или наблюдательный совет. Скажем, если типографию, где печатаются тиражи газеты (СМИ, являющегося автономным учреждением), выбирает не руководитель АУ, а учредитель, это нарушает приведенную норму законодательства.

 

Также в федеральном законодательстве об автономных учреждениях отмечено, что руководитель без доверенности действует от имени учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет наблюдательному совету для утверждения годовую бухгалтерскую отчетность, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, внутренние документы, регламентирующие деятельность АУ, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения (ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ).

Например, если решение о введении в штатное расписание новых ставок (сокращении существующих ставок) принимает не руководитель учреждения, а учредитель, это будет расцениваться как нарушение законодательства <8>. Ведь полномочия по утверждению штатного расписания автономного учреждения отнесены к компетенции его руководителя, который вправе самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения, вводить новые должности и сокращать имеющиеся. Учредитель же может только косвенно влиять на численность и состав персонала АУ, определяя в государственном или муниципальном задании те или иные требования к его объему и содержанию.

 

Кроме того, несмотря на достаточно большой круг вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного совета АУ, только по четырем из них решения совета обязательны для исполнения руководителем учреждения. Это совершение (отказ от совершения) крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью, проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и выбор аудиторской организации, утверждение положения о закупке (п. 9, 10 и 12 ч. 1, ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ, п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). По остальным вопросам (например, выбор кредитной организации для обслуживания счета учреждения, составление плана финансово-хозяйственной деятельности) руководитель АУ вправе принимать самостоятельные решения, не зависящие от позиции наблюдательного совета.

 

Единоличная реализация прав и обязанностей

по руководству учреждением

 

Согласно типовой форме трудового договора руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения. Первое лицо самостоятельно руководит деятельностью учреждения на основании законодательства РФ и субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного или трудового договора, соглашений, локальных нормативных актов (кроме вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).

Но постоянно находиться на своем рабочем месте руководитель, конечно, не может — есть отпуска, больничные, командировки. Кто же реализует права и выполняет обязанности руководителя в его отсутствие?

В силу ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (в соответствии со ст. 151 ТК РФ). Поручаемая дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) — путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Таким образом, в период отсутствия руководителя учреждения исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей), которые переданы в его полномочия. Эта передача должна оформляться следующим образом.

  1. Издается приказ руководителя учреждения о назначении на период его временного отсутствия работника на должность (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в данный период).
  2. С работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописываются полномочия на реализацию тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя АУ, уже указаны эти права и обязанности).

 

Выдача руководителем учреждения доверенностей

 

Согласно типовой форме договора руководитель учреждения вправе выдавать доверенности в том числе руководителям филиалов и представительств учреждения (при их наличии). Например, посредством выдачи доверенности передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (см. гл. 10 ГК РФ).

Перечень конкретных сотрудников, которым передаются полномочия руководителя учреждения по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя АУ. Если нужно выдать доверенность лицу, не названному в приказе, следует составить заявление на имя руководителя учреждения с обоснованием возникшей необходимости. Важно, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, а потому доверенности могут оформляться не только на сотрудников, но и на иных лиц.

Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике. Можно воспользоваться и унифицированной формой (при ее наличии). В любом случае, как требует гражданское законодательство, доверенность должна содержать следующие сведения:

  • номер доверенности;
  • дату выдачи;
  • срок действия (доверенность можно выдавать на любой срок; если он не указан, документ будет действовать в течение года с момента выдачи (п. 1 ст. 186 ГК РФ));
  • сведения о праве передоверия полномочий в случае их наличия;
  • реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия полномочий) уполномоченное лицо представляет интересы, — полное наименование учреждения, ИНН или КПП, место нахождения учреждения, полные Ф.И.О. руководителя учреждения;
  • реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем учреждения;
  • реквизиты уполномоченного лица, которому передаются полномочия, — полные Ф.И.О., паспортные данные (номер паспорта, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
  • сведения о доверяемых полномочиях.

Печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях законодательство устанавливает дополнительное требование о скреплении доверенности печатью. В частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве <9>.

 

Выполнение руководителем плановых показателей

деятельности учреждения

 

Как следует из типовой формы договора, руководитель АУ обязан обеспечивать выполнение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь сюда относятся показатели государственного (муниципального) задания учреждения и плана финансово-хозяйственной деятельности.

Факт ненадлежащего выполнения плановых показателей работодатель (учредитель учреждения) может учитывать при аттестации. Учредитель может устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применять к первому лицу учреждения дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ).

 

Передача дел бывшим руководителем учреждения вновь

назначенному руководителю

 

Согласно типовой форме при расторжении трудового договора руководитель обязан в установленном порядке передать дела учреждения вновь назначенному руководителю. Новому руководителю нужно составить передаточный акт, который подписывается бывшим руководителем. Требования к форме и содержанию передаточного акта законодательно не установлены, поэтому допускается произвольная форма.

Как правило, в акте перечисляются документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель учреждения. Например, такой документ может содержать:

  • Ф.И.О. лиц, сдающих и принимающих дела;
  • период времени, когда бывший руководитель работал и отвечал за хранение документов;
  • дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел;
  • название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель учреждения;
  • список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел.

Акт составляется в двух экземплярах. Один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.

 

Предоставление руководителем учреждения сведений

о доходах и имуществе

 

Как следует из типовой формы договора, руководитель автономного учреждения обязан в установленном порядке подавать работодателю (учредителю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <10>. Данные сведения предоставляются ежегодно. Согласно абз. 14 ч. 4 ст. 275 ТК РФ правила их подачи утверждены:

  • Правительством РФ — в отношении руководителей федеральных государственных учреждений и лиц, поступающих на данную должность;
  • органом государственной власти субъекта РФ — в отношении руководителей государственных учреждений субъекта РФ и кандидатов на данную должность;
  • органом местного самоуправления — в отношении руководителей муниципальных учреждений и лиц, поступающих на эту должность.

 

В разных регионах и муниципальных образованиях правила подачи сведений о доходах различаются. Например, в Муроме <11> (Владимирская область) установили: если руководитель муниципального учреждения обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не отражена или не полностью отражена какая-либо информация либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение месяца после окончания срока подачи сведений (30 апреля). А вот в городе Усолье-Сибирское  (Иркутская область) сведения должны быть представлены к тому же сроку (30 апреля), но исправить их руководитель муниципального учреждения может до 30 июня.

учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».

 Постановление администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 N 524 «Об утверждении Порядка предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

 

Отметим, что на практике руководителей учреждений нередко заставляют подавать сведения не только о доходах, но и о расходах (см., например, сноску 12 к настоящей статье), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах. Контроль же расходов установлен лишь в отношении государственных и муниципальных служащих, руководителей федеральных учреждений.

 

Стимулирование руководителя за выполнение

показателей эффективности его работы

 

Как следует из п. 19 Типовой формы, работодатель (учредитель) должен задать целевые показатели эффективности работы руководителя учреждения и включить их в трудовой договор с ним в виде условий осуществления стимулирующих выплат. Набор этих показателей может быть разным, однако туда в обязательном порядке входит достижение установленных учреждению ежегодных значений по соотношению средней зарплаты отдельных категорий работников учреждения со средней зарплатой в соответствующем субъекте РФ (значения указываются в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора). Напомним, что ориентиры определены в майских указах Президента РФ, ставших руководством к действию для субъектов РФ и муниципальных образований. Например, средняя зарплата социальных работников, включая соцработников медицинских организаций, младшего медицинского и среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в 2018 году должна была составить 100% среднего заработка по региону, а зарплата работников медорганизаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих их предоставление), — 200% среднего заработка по региону.

 

Помимо «зарплатного» показателя в трудовых договорах с руководителями учреждений присутствуют и иные целевые показатели. Например, в Томской области <2> месячная, квартальная, полугодовая или годовая премия выплачивается руководителям государственных образовательных учреждений в максимальном размере при условии 100%-ного достижения значений многочисленных целевых показателей. В зависимости от вида учреждения к ним, в частности, относятся:

  • выполнение плана экономии энергоресурсов (влияет на месячную премию);
  • выполнение плана доходов от оказания платных услуг (влияет на ежеквартальную премию);
  • полнота реализации государственного задания (влияет на премию за полугодие);
  • выполнение плана по организации и проведению мероприятий областного и всероссийского уровня (влияет на годовую премию).

 

Если же плановые показатели выполнены не в полном объеме, размер премии снижается пропорционально. При этом отдельно установлены события, возникновение которых автоматически уменьшает либо вовсе исключает премию руководителю. К ним, например, относятся прогул (премия не выплачивается), наличие штрафов и пени по перечислениям в государственные внебюджетные фонды (премия снижается на 30%).

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Права и обязанности руководителя автономного учреждения (Чагин К.Г.) («Руководитель автономного учреждения», 2019, NN 1, 2) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс

Заказать документ