Практика проведения совместных конкурсов и аукционов - Компания «АПИ»

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по Закону N 44-ФЗ из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).

В январе 2017 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Городская больница N 1 города Октябрьский» провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства (алтеплаза). Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще 3 центральных районных больницы различных территорий республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов указанного лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 до 495 тыс. руб., а общая НМЦК — 1 млн 320 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков, за исключением сроков поставки. На участие в аукционе заявилось 3 поставщика, 2 из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1 млн 141 тыс. руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр медицинской реабилитации N 1» (г. Таганрог) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала. Остальными заказчиками были еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 до 56 тыс. руб., а общая НМЦК — 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчиках N 1 и N 2), однако отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено 3 контракта по ценам, равным установленным НМЦК.

Бывают и совсем мелкие совместные закупки — так, например, в октябре 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника N 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд, а также для нужд еще 2 заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб.. Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК, — на 30 тыс. руб.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, в роли заказчиков при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 — январе 2017 г. выступили 9 государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона — Чеховскую районную больницу N 2. Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик — от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 г. в г. Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а еще двумя заказчиками были другой лицей и детский сад.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки исходя из общей НМЦК. А вот что касается обеспечения контракта, то здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно — либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

Что касается совместных конкурсов, то их проводится гораздо меньше, чем совместных аукционов. По всей видимости, те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом для того, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ, а эти характеристики могут быть весьма индивидуальны для каждого отдельного заказчика.

Однако такая практика все же есть. Например, в начале 2017 г. государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы «Московский драматический театр на Малой Бронной» провело открытый совместный конкурс на оказание охранных услуг на объектах учреждений культуры, подведомственных Департаменту культуры города Москвы в 2017 г.. Помимо организатора, другими заказчиками в данном конкурсе выступили еще 6 учреждений (театры, музеи, музыкальные школы, культурные центры). В качестве критериев оценки конкурсных заявок применялись такие критерии, как цена заявки (значимость 60%) и квалификация участников закупки (значимость 40%) — квалификация персонала, опыт работы, деловая репутация, обеспеченность специальными транспортными средствами, спецсредствами для частной охранной деятельности, средствами связи, металлодетекторами. В данном случае целесообразность проведения совместного конкурса была обусловлена тем, что все заказчики руководствовались одинаковыми требованиями к качеству охранных услуг.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности проведения государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы совместных конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и/или поставку продуктов питания в том случае, если НМЦК отдельных заказчиков такого конкурса не превышает 500 тыс. руб. Если НМЦК превышает 500 тыс. руб., конкурс с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и/или поставку продуктов питания могут проводить:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • медицинские организации;
  • организации социального обслуживания;
  • организации отдыха детей и их оздоровления.

При этом не совсем понятно, идет ли в случае совместного конкурса речь об общей НМЦК конкурса (сумме НМЦК отдельных заказчиков) или о НМЦК отдельных заказчиков.

Практика ФАС России и судебная практика здесь противоречивы. Если НМЦК отдельных заказчиков не превышает 500 тыс. руб., антимонопольные органы и суды могут считать проведение совместного конкурса с ограниченным участием неправомерным, однако суды высших инстанций впоследствии приходят к противоположному выводу. Правомерность проведения совместного конкурса с ограниченным участием в данном случае обусловливается тем, что в соответствии с правилами проведения совместных конкурсов НМЦК совместного конкурса — это именно сумма НМЦК отдельных заказчиков.

Этот же вывод может быть использован в качестве аргумента в пользу того, что при подтверждении своего соответствия установленным дополнительным требованиям при проведении такого совместного конкурса с ограниченным участием участник закупки должен предоставить сведения о ранее исполненном контракте на оказание услуг общественного питания (поставку продуктов питания), цена которого составляла не менее 20% именно от общей НМЦК проводимого совместного конкурса с ограниченным участием. Дополнительно отметим, что в соответствующем нормативном правовом документе речь идет только об одном «подтверждающем» контракте.

Однако в судебной практике встречаются решения, согласно которым участник закупки вправе предоставить сведения не об одном контракте, а о нескольких соответствующих контрактах, сумма цен которых составляет не менее 20% общей НМЦК совместного конкурса с ограниченным участием <18>. Судебное решение в данном случае основывается на том, что для подтверждения соответствия рассматриваемому требованию участник закупки обязан предоставить копию (копии) ранее исполненного контракта (контрактов), то есть речь о контрактах тут идет не только в единственном, но и во множественном числе. А вот Минэкономразвития России не согласно с таким подходом: по мнению ведомства, хотя заявка на участие в закупке и может содержать копии нескольких ранее исполненных контрактов, но обязательным является наличие в составе заявки как минимум одного контракта стоимостью не менее 20% НМЦК совместного конкурса.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Совместные закупки по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ (Чагин К.Г.) («Прогосзаказ.рф», 2017, N 11) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс

Заказать документ