Позиция контролирующих органов по вопросу подтверждения должной осмотрительности в выборе контрагентов в 2017 году отражена в Письмах Минфина России от 21.06.2017 N 03-12-11/2/39116, ФНС России от 05.06.2017 N ЕД-4-15/10588, от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 и от 13.02.2017 N ЕД-4-15/2518@.
Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России nalog.ru);
- контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации, характерный, как правило, для фирм-«однодневок»;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.
Таким образом, Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, изданный с целью создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, содержит рекомендации налогоплательщику исследовать определенные признаки при оценке налоговых рисков.
Понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, потому и перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим.
Кроме того, суды, рассматривая налоговые споры о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, исходят из фактических обстоятельств конкретной ситуации и достаточности доказательной базы, представленной сторонами спора. То есть и перечень документов, подтверждающих проявление налогоплательщиком должной осмотрительности, зависит от конкретных обстоятельств.
Федеральным законом от 01.05.2016 N 134-ФЗ снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа. Так, со дня вступления в силу указанного Закона с 01.06.2016 не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные сведения будут впервые размещены 1 июня 2018 года в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, что предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента (п. 7 Приложения к Приказу ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7-14/582@). Планируется, что в отношении налоговых правонарушений в размещаемых данных будут отражаться сведения о тех правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс