Основаниями для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком являются:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии вышеуказанным условиям;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обратим внимание, что если заказчик приводит в документации о закупке форму (образец) гарантии, то отказ заказчика принять гарантию по причине ее несоответствия этой форме является необоснованным <18>. Также примечательно, что в практике ФАС России отказ заказчика от приема банковской гарантии на основании того, что в ней содержатся недостоверные сведения (например, неправильно указано наименование заказчика), тоже может считаться необоснованным <19>.
———————————
<18> См.: п. 6 письма Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319 «О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок», решение ФАС России от 28.01.2015 по делу N К-67/15.
<19> См., например: решение Иркутского УФАС России от 11.07.2014 по делу N 1432.
Примечательно, что на практике даже «оформительские» моменты могут вызывать споры. Например, заказчик может отказывать в приеме гарантии на том основании, что ее листы не пронумерованы, а также «придираться» к гарантии по причине того, что в ней не указан электронный адрес банка-гаранта, хотя такие требования не являются обоснованными <20>.
———————————
<20> См., например: решение Московского УФАС России от 13.02.2019 по делу N 2-57-1639/77-19.
Еще одна ситуация, встречающаяся в практике — требование заказчика предоставить оригинал банковской гарантии. Однако ФАС может считать данное требование излишним, так как в нормативной правовой базе термин «оригинал банковской гарантии» не содержится <21>.
———————————
<21> См., например: решение Вологодского УФАС России от 21.01.2019 N 04-11/8-19, решение Новосибирского УФАС России от 28.11.2018 N 08-01-586.
На практике также могут иметь место случаи, когда банк-гарант включает в свою гарантию дополнительные положения, а заказчик отклоняет эту гарантию именно на основании наличия в гарантии таких дополнительных положений. Но здесь обоснованность позиции заказчика всецело зависит от того, противоречат ли данные положения нормам Закона N 44-ФЗ и его подзаконных нормативных правовых актов и возлагают ли на заказчика какие-то дополнительные обязательства. Например, если банк-гарант включает в гарантию положение, согласно которому «гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо получены гарантом по окончании срока действия гарантии», то это не может являться основанием для отказа в приеме гарантии <22>.
———————————
<22> Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2018 по делу N 44-6798/18.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, не превышающий трех дней с момента ее получения, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа <23>. Кроме того, в силу п. 12 Правил ведения реестра банковских гарантий в случае отказа в принятии банковской гарантии в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, заказчик обязан сформировать и включить информацию об отказе в реестр <24>. Сведения об отказе в принятии банковской гарантии подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
———————————
<23> См.: ч. 7 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (со ссылкой на ч. 5 той же статьи).
<24> Механизм реализации данной обязанности подробно изложен в п. 4.4.5 Руководства пользователя «Ведение Реестра банковских гарантий в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ», которое размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Руководства пользователя по 44-ФЗ» («Главная страница -> Документы -> Материалы для работы в ЕИС -> Руководство пользователя -> Руководства пользователя по 44-ФЗ»).
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс