Порядок описания объекта закупки зафиксирован в ст. 33 Закона N 44-ФЗ. По общему правилу описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Например, при закупке продуктов питания функциональными характеристиками являются потребительские свойства товара, а именно:
- пищевая ценность (энергетическая, биологическая);
- эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения).
Ошибками при описании объекта закупки будут:
- установление требования к стране происхождения предполагаемого к поставке товара, если не предусмотреть возможность предоставления участниками закупки в составе заявок эквивалентных товаров (Постановление ФАС РФ от 22.09.2017 по делу N П-42/17/АК422-17);
- дополнительные характеристики товара, работы или услуги, если ГОСТ, СНиП и иной технической и технологической документацией не установлены такие требования (Решение Иркутского УФАС от 05.09.2017 N 900). Например, проводя аукцион на реконструкцию корпуса здания, заказчик в ведомости материалов, используемых при проведении работ, указал необходимость использования уголка по ГОСТ 8509-93 с толщиной стенки 5 мм. Однако названный ГОСТ данного показателя не содержит;
- требование представления фотографий закупаемого товара. Заказчик может при описании объекта закупки использовать фотографии, но это не дает права требовать от участников в состав заявки включать фотографии предлагаемого товара (Решение Псковского УФАС от 18.05.2016 по делу N 44-63/16).
Предприятиям, оказывающим медицинские услуги (санатории, лечебницы и т.д.), нужно быть аккуратнее при осуществлении закупок лекарственных препаратов. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.07.2016 N 09АП-28157/2016 по делу N А40-244036/15 отказал в удовлетворении требований об отмене решения ФАС о признании заказчика нарушившим Закон N 44-ФЗ, поскольку последний объединил в один лот лекарственные препараты с различными международными непатентованными наименованиями, которые по совокупности установленных в документации о закупке требований может поставить только один поставщик. Кроме того, в составе одного лота объединены препараты, которые имеют различные показания к применению и разное фармакологическое действие, какое-либо указание на перечень заболеваний, которые подлежат лечению этими препаратами, не приведено, что свидетельствует о недоказанности наличия объективной необходимости в одновременном получении препаратов.
Ошибкой будет и определение объекта закупки как комплекта лекарственных препаратов, если он является набором двух самостоятельных готовых лекарств, а в документации о закупке не указана возможность поставки лекарственных препаратов раздельно (не в форме набора) (Постановление АС УО от 24.03.2017 N Ф09-955/17 по делу N А50-14522/2016).
К сведению. При осуществлении закупки лекарственных препаратов в закупочной документации необходимо указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата. Таково требование п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Если МНН не установлен, нужно указать химическое или группировочное наименование препарата.
Ошибки при описании объекта закупок могут вылиться в серьезные штрафы. Например, согласно ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ нарушение правил описания объекта закупки влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Ошибки, совершаемые УП при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ (Шадрина Т.В.) («Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}