Обязательно ли заказчикам проводить внешнюю экспертизу при исполнении контракта в случае несостоявшегося аукциона? - Компания «АПИ»

Обязательно ли заказчикам проводить внешнюю экспертизу при исполнении контракта в случае несостоявшегося аукциона?

Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2018.

Так, согласно пункту 1 части 4 статьи 94 названного Закона заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19, 14, 15, 1723, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 2830, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 4748, 5054 части 1 статьи 93 данного Закона.

Кроме того, в часть 1 статьи 93 названного Закона также внесены изменения и установлены новые основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), среди которых:

 

  • п. 25.1 – признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 13.1 статьи 71 Закона о контрактной системе;
  • п. 25.2 – признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 названного Закона;
  • п. 25.3 – признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 названного Закона.

 

При этом пункты 25.1. 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 данного Закона не подпадают под исключения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе, регламентирующим случаи обязательного проведения заказчиком внешней экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, из буквального толкования названных норм следует, что при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения закупок в электронной форме, признанных несостоявшимися, в том числе по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 13.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, проведение внешней экспертизы для заказчика является обязательным.

Вместе с тем ранее в данную норму законодателем вносились изменения (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ), направленные на повышение эффективности осуществления закупок, в том числе на экономию бюджетных средств, в том числе при проведении приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, согласно которым норма относительно обязательности проведения внешней экспертизы при исполнении контракта, заключенного по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме,  утратила силу с 04.06.2014.

Кроме того, в пунктах 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона, так же как и в пункте 25 названной части, речь идет о признании конкурентных закупок несостоявшимся, с той лишь разницей, что данные закупки проводились в электронной форме. При этом в указанных нормах также имеется упоминание о случаях признания электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частями 13.1 статьи 71 Закона о контрактной системе.

То есть при системном толковании пункта 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе с пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона, учитывая юридическую конструкцию данных норм, можно сделать вывод о том, что фактически пункты 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона являются частью пункта 25 этой же части  статьи 93 в целях применения правовых последствий признания таких закупок несостоявшимися при решении вопроса об обязательном проведении внешней экспертизы при исполнении контрактов, а именно об отсутствии у заказчиков обязанности проводить такую экспертизу в случае признания закупок в электронной форме несостоявшимися.

Таким образом, в целях устранения правовой неопределенности имеется необходимость внесения соответствующих изменений в пункт 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В настоящее время Минфином России подготовлен законопроект «О внесении изменений в статьи 1, 34, 93 – 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий новую редакцию части 1 статьи 94 названного Закона.

Следовательно, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме, признанного несостоявшимся в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 13.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, проведение внешней экспертизы в условиях правовой неопределенности с учетом готовящихся изменений, по мнению специалистов Нижегородского УФАС России, не является обязательным.

 Вместе с тем, поскольку для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе), такая экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением (по желанию заказчика) экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.

При этом порядок проведения экспертизы, в том числе внешней/собственными силами, фактически являющейся частью приемки, должен быть прописан в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации о закупке согласно части 4 статьи 64 указанного Закона.

То есть в случае, если заказчик принял решение проводить при исполнении контракта экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций и условие о таком порядке проведения экспертизы включено в проект контракта (в контракт), даже при признании электронного аукциона несостоявшимся, учитывая невозможность изменения условия контракта при его заключении и исполнении (часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе), проведение внешней экспертизы будет для заказчика обязательным.

За изменение условия контракта частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

С.Е. Кирьякова,

начальник отдела контроля закупок

Нижегородского УФАС России

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие