Федеральным законом № 504-ФЗ от 31.12.2017 в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2018.
Так, согласно пункту 1 части 4 статьи 94 названного Закона заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 – 48, 50 – 54 части 1 статьи 93 данного Закона.
Кроме того, в часть 1 статьи 93 названного Закона также внесены изменения и установлены новые основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), среди которых:
- п. 25.1 – признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе;
- п. 25.2 – признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 названного Закона;
- п. 25.3 – признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 названного Закона.
При этом пункты 25.1. 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 данного Закона не подпадают под исключения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе, регламентирующим случаи обязательного проведения заказчиком внешней экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, из буквального толкования названных норм следует, что при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения закупок в электронной форме, признанных несостоявшимися, в том числе по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, проведение внешней экспертизы для заказчика является обязательным.
Вместе с тем ранее в данную норму законодателем вносились изменения (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ), направленные на повышение эффективности осуществления закупок, в том числе на экономию бюджетных средств, в том числе при проведении приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, согласно которым норма относительно обязательности проведения внешней экспертизы при исполнении контракта, заключенного по результатам несостоявшегося аукциона в электронной форме, утратила силу с 04.06.2014.
Кроме того, в пунктах 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона, так же как и в пункте 25 названной части, речь идет о признании конкурентных закупок несостоявшимся, с той лишь разницей, что данные закупки проводились в электронной форме. При этом в указанных нормах также имеется упоминание о случаях признания электронного аукциона несостоявшимся в соответствии с частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
То есть при системном толковании пункта 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе с пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона, учитывая юридическую конструкцию данных норм, можно сделать вывод о том, что фактически пункты 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 названного Закона являются частью пункта 25 этой же части статьи 93 в целях применения правовых последствий признания таких закупок несостоявшимися при решении вопроса об обязательном проведении внешней экспертизы при исполнении контрактов, а именно об отсутствии у заказчиков обязанности проводить такую экспертизу в случае признания закупок в электронной форме несостоявшимися.
Таким образом, в целях устранения правовой неопределенности имеется необходимость внесения соответствующих изменений в пункт 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В настоящее время Минфином России подготовлен законопроект «О внесении изменений в статьи 1, 34, 93 – 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий новую редакцию части 1 статьи 94 названного Закона.
Следовательно, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в электронной форме, признанного несостоявшимся в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 – 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, проведение внешней экспертизы в условиях правовой неопределенности с учетом готовящихся изменений, по мнению специалистов Нижегородского УФАС России, не является обязательным.
Вместе с тем, поскольку для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе), такая экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением (по желанию заказчика) экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.
При этом порядок проведения экспертизы, в том числе внешней/собственными силами, фактически являющейся частью приемки, должен быть прописан в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации о закупке согласно части 4 статьи 64 указанного Закона.
То есть в случае, если заказчик принял решение проводить при исполнении контракта экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций и условие о таком порядке проведения экспертизы включено в проект контракта (в контракт), даже при признании электронного аукциона несостоявшимся, учитывая невозможность изменения условия контракта при его заключении и исполнении (часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе), проведение внешней экспертизы будет для заказчика обязательным.
За изменение условия контракта частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С.Е. Кирьякова,
начальник отдела контроля закупок
Нижегородского УФАС России