Ведение воинского учета является обязательным для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Обязанность ведения такого учета, в частности, предусмотрена:
- Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
- Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).
При этом Методические рекомендации служат основным документом, определяющим порядок организации и ведения данного учета.
В пункте 17 Методических рекомендаций установлено, что воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, — это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций:
- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;
- по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
- по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту жительства или месту пребывания, в том числе в целях обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
Методические рекомендации содержат требование, согласно которому организации обязаны:
- создавать военно-учетные подразделения;
- выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях;
- представлять отчетность по бронированию.
Порядок выполнения работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен в инструкции, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с.
К сведению. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Должны ли вести воинский учет микропредприятия? В соответствии со ст. 309.2 ТК РФ работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и др.). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время применяется типовая форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.
Однако порядок ведения воинского учета не затрагивает трудовые отношения работника и работодателя и не предусматривает разработку и принятие каких-либо локальных актов. Ведение воинского учета является административной обязанностью работодателя.
Следовательно, нельзя применить нормы ст. 309.2 ТК РФ относительно порядка ведения воинского учета и освободить работодателей от данной обязанности.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс