За отсутствие оценки уровней профессиональных рисков работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поскольку проведение указанной оценки является обязательным для работодателя и установлено трудовым законодательством (раздел X ТК РФ «Охрана труда»).
Согласно статье 209 ТК РФ профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Из части второй статьи 212 ТК РФ следует, что работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Положение).
Порядок реализации процедуры управления профессиональными рисками установлен пунктами 33 — 39 Положения.
В силу пункта 33 Положения с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Пунктом 38 Положения установлено, что при описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс