Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 говорится, что при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Факт неэффективного расходования учреждением, в отношении которого проводится проверка, средств бюджета доказать достаточно сложно. Судебная практика содержит немало примеров оспаривания предписаний контрольных органов в части неэффективного использования бюджетных средств. Так, Постановлением АС СЗО от 07.03.2017 N Ф07-751/2017, Ф07-957/2017 по делу N А52-4491/2015 было удовлетворено требование о признании недействительным представления Управления Росфиннадзора в части неэффективного использования администрацией Великолукского района бюджетных средств. В ходе проверки было выявлено, что администрацией района оплачены завышенные объемы работ в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту на приобретение и монтаж приборов учета потребления энергетических ресурсов для бюджетных объектов. Поскольку в ходе судебных разбирательств работниками Управления Росфиннадзора не был доказан факт неправомерного расходования субсидий в результате включения в акты о приемке выполненных работ затрат на разработку мероприятий по регулировке теплопотребляющей системы зданий, предписание было признано недействительным.
Похожие ситуации рассматривались в Постановлениях АС ВВО от 15.02.2017 N Ф01-40/2017 по делу N А17-8597/2015, АС СЗО от 16.11.2016 N Ф07-9908/2016 по делу N А44-658/2016, АС СКО от 26.05.2016 N Ф08-3139/2016 по делу N А32-41167/2014 и др.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс