Контроль законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках - Компания «АПИ»

Контроль законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках

Проблемам и развитию контрактной системы посвящен один из разделов доклада ФАС о результатах работы по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практике за 2016 год. Выявлен ряд ключевых проблем, носящих системный характер. Рассмотрим некоторые из них с соответствующими предложениями.

Увеличение объемов закупок у единственного поставщика. В связи с отсутствием порядка подготовки проектов актов Президента РФ или Правительства РФ определение единственных поставщиков (ЕП) зачастую осуществляется на конкурентных рынках (например, в сфере строительства, поставки ГСМ, поставки лекарственных средств и медицинских изделий). В ряде случаев определенный в качестве ЕП хозяйствующий субъект не является непосредственным производителем или поставщиком объекта закупки.

Поэтому в настоящее время ведется работа по утверждению порядка принятия актов об определении ЕП, предполагающих проведение конкурентных процедур по многим из объектов закупки, закупаемых в настоящее время у ЕП.

Проведение конкурса с ограниченным участием при предъявлении требований к участникам закупки о наличии материальных ресурсов содержит коррупционные риски. Заказчик, руководствуясь Постановлением N 99, имеет право произвольно определять и устанавливать в том числе неадминистрируемые и не относящиеся к предмету закупки предквалификационные требования к участникам.

ФАС указывает, что установление дополнительных требований о наличии материальных ресурсов у участника закупки не может однозначно свидетельствовать о его добросовестности и надежности и не гарантирует повышение качества исполнения контракта. Кроме того, зачастую победителями таких закупок становятся одни и те же компании.

                В Постановление N 99 уже внесены изменения, исключающие установление дополнительного требования к наличию производственных мощностей и иных материальных ресурсов при проведении конкурсов с ограниченным участием на выполнение строительных работ на особо опасных, технически сложных объектах. Однако по иным видам закупок, осуществляемых путем проведения конкурса с ограниченным участием, заказчики по-прежнему имеют право устанавливать указанные требования. ФАС требует отменить эту возможность.

Одностороннее расторжение контрактов по инициативе заказчика, в том числе на основании экспертного заключения. ФАС предупреждает о коррупционной составляющей, обусловленной возможностью заказчика оказывать давление на исполнителя посредством угрозы одностороннего расторжения контракта и включения сведений о данном участнике в РНП на основании необъективного заключения экспертов.

Статья 95 Закона о контрактной системе предусматривает право заказчика расторгнуть контракт на основании результатов экспертизы его выполнения. В случае одностороннего расторжения контракта сведения о поставщике включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем Закон о контрактной системе не содержит требований к экспертам и их ответственности за результаты экспертизы. Кроме того, заказчик выбирает экспертов по результатам конкурса с возможностью применения субъективных критериев оценки со значимостью до 70%, принимает и оплачивает их услуги по общим правилам приема результатов исполненного контракта, что дает возможность заказчику принимать только нужный результат. ФАС обращает внимание на эту проблему.

ФАС также озабочена проблемами по Закону N 223-ФЗ:

  1. Отсутствует регламентация случаев закупки у ЕП на фоне увеличивающегося объема таких закупок.
  2. Отсутствуют требования к способам закупок (заказчики применяют уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у ЕП).
  3. Не регламентированы процедура закупок, критерии оценки заявок, нет исчерпывающего перечня требований к участникам закупок и отбору победителя, что приводит к реальному участию в закупке одного участника.
  4. Закупки проводятся на сайтах операторов электронных площадок, аффилированных с заказчиком. В Законе N 223-ФЗ и подзаконных актах отсутствуют требования к операторам электронных площадок и механизмы, препятствующие проведению закупок на аффилированных электронных площадках. Зачастую закупки проводятся на площадках, являющихся фирмами-однодневками. Большинство таких закупок признаются несостоявшимися по причине участия в закупке одной организации.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Контрактная система: 2018, март (Гусев М.Г.) («Руководитель бюджетной организации», 2018, N 4) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие