Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей - Компания «АПИ»

Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Рабочее время водителя

 

К рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

Рабочее время водителей включает (п. 9 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424; далее — Особенности режима):

  1. время управления автомобилем;
  2. время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
  3. время работы, не связанной с управлением автомобилем.

В рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, входит (п. 15 Особенностей режима):

  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с нее, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены. Состав и продолжительность такого периода работодатель устанавливает с учетом мнения представительного органа работников;
  • время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, а также время следования от рабочего места до места их проведения и обратно. Состав и продолжительность такого периода работодатель устанавливает с учетом мнения представительного органа работников;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю (п. 5 Особенностей режима). Работодатель и работник могут договориться об установлении неполного рабочего времени (иногда работодатель обязан его установить). Это можно сделать как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 93 ТК РФ). Для этого сторонам нужно заключить соглашение (ст. ст. 57, 72 ТК РФ), после чего работодателю целесообразно издать приказ.

 

Режим рабочего времени водителя

 

Режим рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Если режим рабочего времени и времени отдыха работника отличается от общих правил, то его необходимо включить в трудовой договор в качестве обязательного условия (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100 ТК РФ).

В отношении водителей автомобилей утверждены Особенности режима. Они распространяются как на водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, так и на и водителей автомобилей — ИП, которые управляют ими самостоятельно. Исключение, в частности, составляют лица (п. 1 указанных Особенностей):

  • работающие на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях (включая, в частности, автомобили, предназначенные для оказания медпомощи гражданам);
  • занятые на международных перевозках;
  • осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти.

 

Продолжительность рабочего времени водителя

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю (п. 5 Особенностей режима).

Водитель в течение периода, не превышающего 24 часа, может управлять автомобилем не более 9 часов. Они должны приходиться на период между завершением ежедневного (междусменного, еженедельного) отдыха и началом следующего подобного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, водитель вправе увеличить такое время максимум на два часа. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов (п. п. 10, 11, 12 Особенностей режима).

Водителю, как и любому другому работнику, по соглашению с работодателем может быть установлено (а в отдельных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 93 ТК РФ, должно быть установлено) неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ).

Кроме того, в определенных законодательством случаях работодатель обязан установить водителю сокращенную продолжительность рабочего времени. Например, он может трудиться не более 36 часов в неделю, если по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным (ч. 1 ст. 92 ТК РФ). Условия, при которых указанная продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю, установлены в ч. 3 ст. 92 ТК РФ.

Как вести суммированный учет рабочего времени водителей

Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени. Его вводят с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 104 ТК РФ, п. 5 Особенностей режима).

При таком виде учета продолжительность учетного периода составляет один месяц. Ее можно увеличить до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профорганизации (при ее отсутствии — с иным представительным органом работников) (п. 5 Особенностей режима).

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не может превышать 10 часов. Это время можно увеличить, но не более чем на два часа, чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки. При этом необходимо соблюдать требования п. п. 1012 Особенностей режима (п. 6 указанного акта).

Увеличить продолжительность ежедневной работы (смены) до 12 часов можно, например, водителям (п. 6 Особенностей режима):

  • легковых такси, служебных легковых автомобилей при обслуживании руководителей организаций;
  • занимающихся перевозками для учреждений здравоохранения;
  • работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении. В этом случае потребуется согласовать решение с представительным органом работников.

 

Установление режима сменной работы для водителя

 

Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы. В этом случае работодатель должен составить графики сменности (ст. 103 ТК РФ).

Составлять их нужно с учетом Особенностей режима (п. 4 указанных Особенностей).

До утверждения графика сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (ч. 3 ст. 103 ТК РФ, п. 3 Особенностей режима).

 

Не позднее чем за один месяц до введения в действие графиков сменности они должны быть доведены работодателем до сведения работников (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

Сверхурочная работа водителя

 

Сверхурочная работа водителя

 

Сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены), а в случае установления суммированного учета рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).

При привлечении работника к сверхурочной работе необходимо соблюдать определенный порядок, который заключается в следующем. Работодатель должен:

  • запросить письменное согласие работника на выполнение сверхурочной работы (ч. ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют случаи, указанные в ч. 3 ст. 99 ТК РФ (работы, выполняемые для предотвращения катастрофы, аварии и др.);
  • издать приказ о привлечении к сверхурочной работе;
  • произвести учет продолжительности сверхурочной работы (ч. 7 ст. 99 ТК РФ);
  • оплатить сверхурочную работу в повышенном размере или предоставить дополнительное время отдыха (ст. 152 ТК РФ).

 

Водителей можно привлекать к сверхурочной работе с учетом Особенностей режима. В частности, для них установлена максимальная продолжительность времени управления автомобилем. В течение одной календарной недели оно не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов. Кроме того, регламентировано время управления автомобилем в течение ежедневного периода (п. п. 1012 указанных Особенностей).

Продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).

 

Учет рабочего времени водителя

 

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе:

  1. табеля учета рабочего времени (например, по унифицированным формам N Т-12 или N Т-13, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
  2. путевых листов.

Работодатель может самостоятельно разработать форму путевого листа, поскольку обязательной к применению нет. При этом в такой форме должны быть предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 (далее — обязательные реквизиты), например сведения об автомобиле и водителе (Письмо Минтранса России от 02.02.2021 N Д3-194-ПГ).

Работодатель может взять за основу путевого листа формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Их следует дополнить обязательными реквизитами.

Выполнение работы на легковом автомобиле (в частности, перевозка пассажиров) без оформления путевого листа запрещается (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

В путевой лист необходимо включать, в частности, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя (если послерейсовый медосмотр обязателен в силу закона), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения (п. п. 4, 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368).

Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке (Приказ Минтранса России от 11.09.2020 N 368).

В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену) с учетом сведений, отраженных в путевых листах.

В случае ненадлежащего учета рабочего времени водителя возможно привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а за аналогичное правонарушение, совершенное повторно, — по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

 

Время отдыха водителя

 

Водители автомобилей, как и остальные работники, имеют право на отдых. Работодатель обязан предоставлять им перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска (ст. ст. 106, 107 ТК РФ).

 

Предоставление водителю перерыва для отдыха и питания

 

Для водителей предусмотрены, в частности (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, п. 9 Особенностей режима):

  • специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв). Он включается в рабочее время;
  • перерыв для отдыха и питания. Такой перерыв предоставляется в течение рабочего дня (смены), в рабочее время не включается.

Порядок предоставления специального перерыва установлен в п. 13 Особенностей режима. Например, продолжительность перерыва должна быть не менее 45 минут, причем использовать его можно по частям. Если водитель регулярно перевозит пассажиров и багаж в городском и пригородном сообщении, то каждая из частей специального перерыва должна составлять не менее 10 минут.

Перерыв для отдыха и питания должен быть не менее 30 минут, но не более двух часов. Как правило, он приходится на середину рабочего дня (смены). Если водитель работает по графику сменности и ежедневная работа превышает восемь часов, ему можно предоставлять два перерыва для отдыха и питания. Их общая продолжительность должна составлять от 30 минут до двух часов (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, п. 17 Особенностей режима).

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются ПВТР. Если режим рабочего времени водителя отличается от общих правил, то устанавливается он трудовым договором (ч. 1 ст. 100, ч. 2 ст. 108 ТК РФ, п. 17 Особенностей режима).

Если продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не превышает четырех часов, то указанный перерыв может не предоставляться. Такое условие можно предусмотреть в ПВТР или трудовом договоре. Эти выводы следуют из ч. 1 ст. 108 ТК РФ.

 

Ежедневный (междусменный) отдых водителя

 

Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену), предшествующий отдыху (п. 18 Особенностей режима).

 

Например, если во вторник водитель отработал восемь часов, то последующий отдых должен продолжаться не менее 16 часов (8 x 2). В это время отдыха входит и полагающийся перерыв для отдыха и питания.

 

Водителю с суммированным учетом рабочего времени необходимо предоставить для отдыха не менее 11 часов. Их используют до завершения ежедневного периода (п. 18 Особенностей режима).

 

Например, если рабочий день закончился в 21:00, то следующий рабочий день может начаться не ранее 08:00.

 

Этой же нормой предусмотрены условия, при которых допускается сократить указанное время, а также разделить ежедневный отдых на части. Также регламентировано, как должны использовать такой отдых водители, работающие в составе группы.

Кроме того, установлено, что любой ежедневный отдых можно заместить еженедельным отдыхом. Также ежедневный отдых разрешено прерывать, но не более двух раз, чтобы заехать (выехать) на паром или железнодорожный подвижной состав. Подобный перерыв не должен продолжаться более часа. При этом водитель должен отдохнуть суммарно не менее 11 часов (п. 18 Особенностей режима).

 

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) водителя

 

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) (далее — еженедельный отдых) предоставляются всем работникам (ч. 1 ст. 111 ТК РФ). У водителя такой отдых должен составлять не менее 45 часов. Его нужно предоставлять не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха (п. 19 Особенностей режима).

Водителям с ненормированным рабочим днем такие дни отдыха предоставляются на общих основаниях (п. 8 Особенностей режима).

Еженедельный отдых водителя можно сократить до 24 часов, но не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель (п. 19 Особенностей режима). Оставшиеся часы не пропадают, их нужно предоставить водителю в порядке, установленном этой же нормой.

Работодатель также вправе сокращать еженедельный отдых водителям, работающим в составе группы, причем каждую календарную неделю. Однако и в этом случае отдых нужно компенсировать (п. 19 Особенностей режима).

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс






      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.

      Откликнуться на вакансию




        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.
        Ваше резюме (по желанию)

        Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс
        [contact-form-7 404 "Не найдено"]
        Обратная связь

          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

            Узнать о СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИИ на покупку системы КонсультантПлюс

              Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав автомобиль.

              Чтобы получить прейскурант по почте,
              заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

                Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.

                Заказать подборку по данной теме

                  Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.

                  Регистрация на конкурс

                  Заказать видео
                  [contact-form-7 404 "Не найдено"]
                  Записаться на мероприятие

                    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав автомобиль.

                    Записаться на курс

                      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                      Записаться на курс

                        Выберите курс

                        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                        Узнать подробнее о курсах

                          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.

                          Заказать документ

                            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                            Какие книги и почему вы считаете полезными для профессионалов своего дела?

                              -->