Как правило, данный вопрос возникает в отношении усиленной электронной подписи (далее — ЭП) организации. Дело в том, что при изготовлении такой подписи в сертификате ключа проверки ЭП в качестве владельца указывают по общему правилу не только организацию, но и действующее от ее имени физлицо (ч. 3 ст. 14 Закона об электронной подписи). Если усиленная ЭП изготавливается для юрлица впервые, таким физлицом является его руководитель. Именно он вправе без доверенности действовать от имени организации, в том числе использовать ее ЭП.
ЭП можно передать лицу, которому она не принадлежит, закон этого не запрещает. На практике это может понадобиться, например, если сотруднику надо разово подписать ЭП организации документ, так как руководитель по каким-то причинам не может этого сделать. При этом, если такая необходимость возникает в организации, рекомендуем доверенному сотруднику (представителю) изготовить отдельную ЭП организации.
- Передача материального носителя ЭП организации сотруднику (представителю)
Такой способ удобен тем, что лицо моментально и бесплатно получает возможность подписывать документы от имени организации. Законом это не запрещено. Более того, из п. 1 ст. 10 Закона об электронной подписи можно сделать вывод о том, что другое лицо может использовать усиленную подпись с согласия ее владельца.
Тем не менее не рекомендуем пользоваться этим способом по следующим причинам:
- квалифицированная ЭП — аналог собственноручной подписи. Неквалифицированная ЭП также может приравниваться к ней. Следовательно, когда вы отдаете носитель ЭП организации другому лицу, можно считать, что вы передали ему чистые листы с подписью директора и печатью организации (ч. 1 — 3 ст. 6 Закона об электронной подписи). Оспорить электронные документы на том основании, что их подписало неуполномоченное лицо, вы, скорее всего, не сможете. Например, если с помощью ЭП со счета спишут деньги, взыскать убытки с банка не получится. А если ею подпишут контракт, вы должны будете исполнить его;
- в ситуации, когда подпись организации, оформленную на руководителя, использует то один, то другой сотрудник, конфиденциальность ключей на должном уровне не обеспечивается. А пользоваться ключом ЭП, конфиденциальность которого нарушена, закон запрещает (п. 3 ст. 10 Закона об электронной подписи).
- Изготовление отдельной ЭП организации для сотрудника
Несмотря на то что это более трудоемкий и затратный способ, он лишен недостатков, которые есть у варианта с вручением носителя ЭП сотруднику. При таком способе ЭП использует лицо, которому она выдана, и конфиденциальность ключа не нарушается.
Чтобы получить отдельную усиленную ЭП для сотрудника, нужно прежде всего выдать ему доверенность на право использования ЭП. Рекомендуем изготовить сразу несколько экземпляров. Впоследствии эту доверенность сотрудник должен будет представлять госорганам, организациям и иным лицам, которые будут получать подписанные им документы. При этом некоторым контролирующим органам нужно будет направить бумажные экземпляры этой доверенности заранее, до подачи документов, подписанных ЭП.
Затем нужно подать заявку и необходимые документы, в том числе доверенность, в удостоверяющий центр и оплатить его услуги.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс