Какие конфликты бывают - Компания «АПИ»

Какие конфликты бывают

Какие конфликты бывают

 

Видов классификации конфликтов существует множество. Предлагаем следующее деление:

  1. Внутриличностный. По какой-то причине человек не испытывает душевного комфорта и покоя. Например, из-за перфекционизма (предъявляет сам к себе нереальные требования), неумения отказывать, перегрузки, несоответствия работы ожиданиям и т.д.

 

  1. Между двумя людьми. Это конфликт на уровне человек — человек, т.е. причины могут быть любые. Начиная с того, что людям приходится работать в одном помещении и привычки одного не нравятся другому, и заканчивая невыполнением просьб и поручений другого человека по различным причинам.

 

  1. Между человеком и группой. Каждый сотрудник и даже руководитель индивидуальны. И приспособиться к остальному коллективу не всегда бывает просто.

 

  1. Несколько групп. В организации складываются формальные и неформальные группы людей. Не всегда интересы одной из них совпадают с интересами другой. Например, отдел продаж конфликтует с отделом сервиса по вполне объективным причинам, изменить которые сотрудники не могут.

 

Стороны конфликта — это те, кто занимает противоположные позиции, кто стоит за противоборствующими участниками. Иногда бывает полезно понять, кому выгоден конфликт в организации. Если он никому не выгоден — его обычно бывает проще завершить. Если же есть некто, кто выигрывает от конфликтной ситуации, необходимо понять, кто это и в чем заключается выигрыш этого человека или группы людей, чтобы принять правильные решения.

 

В случае внутриличностного конфликта сторонами являются части личности одного и того же человека. Например, роль примерного семьянина требует больше времени уделять семье, а роль карьериста — наоборот, работе. И когда эти две роли входят в противоречие, то у человека внутри начинается схватка, его решения могут быть нелогичными, сиюминутными, меняться в зависимости от ситуации и настроения, что может быть сложным в командной работе, где хочется заранее знать, чего следует от человека ожидать.

 

Причин конфликта множество. Структурируем их:

  1. Поведенческие — то, что проявляется в поведении человека и способно вывести из равновесия другого человека:

— плохие привычки (разбрасывать, терять вещи, забывать, путать, лениться и т.д.);

— недостаток культуры (нецензурная ругань, избегание ответственности и стремление переложить ее на другого человека, непорядочность, сплетни и т.д.);

— плохая организация рабочего места (сотруднику неудобно, некомфортно, ему приходится постоянно это терпеть, что снижает его производительность труда и портит настроение).

  1. Социальные — неравенство в положении двух разных людей. Например, один — начальник, другой — подчиненный. Или оба они подчиненные, но один по статусу выше другого. Здесь можно выделить:

— фаворитизм (когда за одну и ту же работу одного сотрудника начальник хвалит, а у другого находит множество поводов для придирок);

— существенные различия в зависимости от статуса (у руководителя удобный большой кабинет, личный автомобиль, большая зарплата, а у подчиненных много работы и мало бонусов).

  1. Материальные — неравномерность распределения материальных и прочих благ:

— отсутствие необходимых для выполнения работы ресурсов;

— несправедливое распределение ресурсов (зарплаты, премий и т.д.);

— конкуренция за ресурсы (у одного сотрудника есть то, что ему необходимо, а у другого — нет).

  1. Мировоззренческие. Убеждения одних людей противоречат тому, что считают правильным и верным другие люди (скажем, руководитель любит манипулировать другими людьми, но при этом не приемлет подобного поведения в отношении себя).
  2. Различие в целях. Например, цели отдела продаж и отдела сервиса во многом противоречат друг другу.
  3. Коммуникативные проблемы. Не выстроенная система коммуникации между отдельными сотрудниками или отделами. Скажем:

— руководитель имеет свой взгляд на то, как необходимо выполнять работу, и он отличается от мнения исполнителя;

— руководитель не умеет доносить свою мысль до сотрудников в понятной форме.

  1. Взаимозависимость задач. Если работа одного сотрудника зависит от действий другого, то срыв договоренностей будет приводить к возникновению конфликтной ситуации.
  2. Психологические особенности. Люди разные. Необходимо по возможности подбирать людей в команду так, чтобы они были психологически совместимы.

 

Прежде чем переходить к вопросам о том, надо ли вмешиваться в ход конфликта и как правильно это делать, кадровику следует проанализировать, кто является сторонами конфликта и какие возможные причины лежат в истоке его возникновения. Так, подбирая секретаря для руководителя, необходимо заранее учитывать личные особенности его начальника, чтобы была психологическая совместимость между этими двумя людьми, которым долгое время предстоит совместно очень близко общаться. Если этого не сделать, то впоследствии практически неизбежно начнут вспыхивать конфликты, если есть серьезные предпосылки для их возникновения. Если начальник любит кричать на подчиненных, секретарь должен обладать определенными навыками стрессоустойчивости, чтобы не брать любую критику на свой счет.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья: Как разрешать конфликты в трудовом коллективе (Иголкина И.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2020, N 2) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав звезду.

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс




      Получите в ПОДАРОК 2 книги:

      1. Годовой отчет - 2023
      (под ред. В.И. Мещерякова)
      2. Годовой отчет 2023 (Крутякова Т.Л.)

      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

      Откликнуться на вакансию




        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.
        Ваше резюме (по желанию)

        Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс
        [contact-form-7 404 "Не найдено"]
        Обратная связь

          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

            Узнать о СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИИ на покупку системы КонсультантПлюс

              Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дерево.

              Чтобы получить прейскурант по почте,
              заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

                Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав самолет.

                Заказать подборку по данной теме

                  Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

                  Регистрация на конкурс

                  Заказать видео
                  [contact-form-7 404 "Не найдено"]
                  Записаться на мероприятие

                    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.

                    Записаться на курс

                      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав автомобиль.

                      Записаться на курс

                        Выберите курс

                        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

                        Заказать пакет

                          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дерево.

                          Узнать о предложении для организаций

                            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.

                            Узнать подробнее о курсах

                              Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                              Заказать документ

                                Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.

                                Оставьте свои координаты,
                                и мы вышлем Вам презентацию.

                                  Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

                                  -->