Итак, вы решили заново создать корпоративную культуру или переделать старую, которая почему-то не устраивает. Восемь шагов, которые помогут вам в этом процессе:
- Запишите все, что не нравится. Обычно это бывает намного проще сделать, чем сразу точно сформулировать то, что хочется. Если в компании есть жалобная книга, внимательно почитайте ее, там многое уже написано, на что следует обратить внимание.
Практический пример. В гостинице одного небольшого городка очень посредственный сервис. Гости, приезжающие из столицы и других мест, недоумевают: «Как так можно работать?» Однако руководство гостиницы, вместо того чтобы прислушаться к десяткам однотипных жалоб, записанных в жалобной книге, предпочитает ограничиваться стандартными письмами-отписками, направляемыми заказным письмом на адрес посетителя. Вместо этого можно было бы проанализировать ситуацию и исправить десяток основных недостатков заведения (которые очевидны приезжим, но «незаметны» для руководства).
- Подумайте, какие из выявленных проблем можно исправить и как это сделать. Сколько денег для этого потребуется? Что еще необходимо (например, дополнительное обучение персонала и т.д.).
- Какие из выявленных проблем исправить нельзя и почему? Например, в данный момент это желательно, но экономически нецелесообразно.
- Кто из сотрудников будет поддерживать изменения, а кто — саботировать? Найдите подход к каждому (в маленькой компании это необходимо). Какие личные мотивы стоят за действиями каждого из этих людей? При необходимости проведите с этими людьми переговоры (для начала — один на один).
- Четко сформулируйте и опишите на одном листе бумаги А4 те изменения, которые вы собираетесь произвести в ближайшее время. Если изменений много, разбейте их на этапы, на группы и т.д. Например: ввести спецодежду. Найдите ту, которая устроит и вас, и коллектив (иначе сотрудники будут чувствовать себя неуютно, если раньше они обходились без этого). Аргументируйте плюсы ваших нововведений, заранее подготовьте ответы на возможные возражения. Если вы не знаете, что ответить на недовольство сотрудников, — возьмите тайм-аут на обдумывание.
- Не пытайтесь в короткий срок изменить то, что складывалось годами. Лучше делайте по одному небольшому изменению в один промежуток времени, например неделю или месяц. Так вы сможете отслеживать, вредят ли ваши изменения или помогают.
- Все ваши действия должны быть обдуманы и вестись в одном направлении. Избегайте противоречивых решений, когда то, что вы делаете сегодня, противоречит тому, что вы говорили вчера. Если так по какой-то причине случилось, найдите объяснение тому, почему это было необходимо.
- Закрепите новую корпоративную культуру на уровне: «Вижу, слышу, чувствую». Должно быть нечто конкретное, что замечает любой посетитель, новый или старый, что будет отличать вашу новую культуру от той, которую вы хотите изменить. Это могут быть детали одежды, фразы, которые обязательно должны говорить сотрудники в определенных ситуациях и т.д. Для этого, естественно, желательно разработать и утвердить локальный нормативный акт, например регламент или правила.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Статья: Корпоративная культура в небольшой компании (Иголкина И.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2019, N 1) {КонсультантПлюс}