Не секрет, что Федеральная налоговая служба уже давно разработала и активно применяет Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее — Концепция). Документ содержит не только показатели, по которым налоговый орган анализирует деятельность налогоплательщиков и отбирает «победителей» для личной встречи в их офисах, но и критерии, по которым компании могут самостоятельно оценить риск появления на пороге визитеров из налоговой инспекции.
Если сгруппировать перечисленные в Концепции критерии, можно выделить несколько блоков:
- показатели компании отличаются от средних по отрасли:
- налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по отрасли;
- уровень зарплаты работников ниже среднего уровня по отрасли;
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности;
- бизнес имеет низкую рентабельность:
- в бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки на протяжении нескольких налоговых периодов
- расходы компании растут быстрее доходов;
- расход индивидуального предпринимателя максимально приближен к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- наблюдается рисковый уровень суммовых порогов:
- значительные суммы налоговых вычетов за период;
- в случае применения специальных налоговых режимов — неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных НК РФ для права применения этого режима;
- поведенческие риски:
- использование посредников (построение «цепочки контрагентов») в отсутствие деловой цели;
- непредставление налоговому органу пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности или запрашиваемых документов;
- неоднократная смена адреса – «миграция» между налоговыми органами;
- ведение деятельности с высоким налоговым риском.
Помимо анализа показателей о возможной скорой налоговой проверке могут говорить такие факты, как поступление контрагентам запросов о предоставлении документов о налогоплательщике и по определенным сделкам, вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений о причинах наличия убытка, причинах низкой налоговой нагрузки.
Поэтому, если вероятность налоговой проверки вы оцениваете как высокую, затягивать с приведением дел в порядок не стоит.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Статья: Налоговая проверка в компании: как подготовиться (Ильина И.) («Налоговый учет для бухгалтера», 2016, N 11) {КонсультантПлюс}