Инвентаризационная комиссия - Компания «АПИ»

Инвентаризационная комиссия

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

Постоянно действующую инвентаризационную комиссию создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. Этот документ определяет персональный состав комиссии (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации). Распорядительный документ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии составьте в произвольной форме.

Рабочую инвентаризационную комиссию создают, если из-за большого объема работ инвентаризацию затруднительно провести силами постоянно действующей инвентаризационной комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Эти комиссии также создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. В этом распорядительном документе можно утвердить состав как одной, так и нескольких рабочих инвентаризационных комиссий (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Документ можно составить в произвольной форме либо использовать унифицированную форму N ИНВ-22.

При небольшом объеме работ инвентаризационную комиссию можно не создавать, а инвентаризацию провести силами ревизионной комиссии (если она есть в организации) (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Состав инвентаризационной комиссии определяет руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии рекомендуем включить (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации):

  • сотрудников администрации организации;
  • сотрудников бухгалтерской службы;
  • сотрудников службы внутреннего аудита;
  • сотрудников технических, экономических, юридических подразделений — в зависимости от вида инвентаризируемых активов (обязательств).

Членами комиссии в случае необходимости могут быть и сторонние специалисты (например, оценщики).

Материально ответственных лиц в состав инвентаризационной комиссии не включают, хотя они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации. Это следует из п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации.

 

Требования по количеству членов инвентаризационной комиссии законодательно не установлены. Как правило, в инвентаризационную комиссию включают не менее трех человек.

Председателем инвентаризационной комиссии может быть любой сотрудник, уполномоченный руководителем организации, за исключением материально ответственного лица. Обычно председателем комиссии назначают заместителя руководителя организации или руководителя одного из подразделений организации.

Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации выполняет следующие функции:

  • получает от материально ответственных лиц приходные и расходные документы (отчеты о движении ценностей и денежных средств), не переданные в бухгалтерию на момент начала инвентаризации (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • получает расписки материально ответственных лиц до начала и после проведения инвентаризации (п. п. 2.4, 10 Методических указаний по инвентаризации);
  • осматривает основные средства и иное имущество и оценивает возможности их дальнейшего использования (п. п. 3.2, 25 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • определяет фактическое наличие имущества путем его подсчета, обмера, взвешивания и др. (п. п. 2.7, 17 Методических указаний по инвентаризации);
  • подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
  • устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявляет сомнительные долги и долги, нереальные для взыскания (п. п. 3.44, 48 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверяет балансовую стоимость активов и корректность начисления оценочных резервов (резерва по сомнительным долгам, резерва под обесценение материальных ценностей и др.);
  • проверяет обоснованность признания и величину оценочных обязательств (п. 23 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», разд. V Методических рекомендаций МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками»);
  • анализирует причины преждевременного списания имущества (физический износ, моральное устаревание, нарушение условий эксплуатации или хранения, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта и др.) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • выявляет виновных лиц (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • вносит в описи (акты) данные о фактическом наличии имущества и обязательств, оформляет результаты инвентаризации (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации);
  • готовит предложения об урегулировании выявленных в ходе инвентаризации расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов и обязательств (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

На постоянно действующую инвентаризационную комиссию обычно возлагают дополнительные обязанности, которые она исполняет между инвентаризациями. Как правило, она должна:

  • составлять документы на списание непригодного к дальнейшему использованию имущества (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • контролировать последующую утилизацию (уничтожение) непригодного к дальнейшему использованию имущества;
  • контролировать изъятие пригодных к использованию или продаже деталей, узлов, агрегатов, материалов, отходов, остающихся от выбытия имущества (в том числе драгоценных и цветных металлов) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • определять стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия имущества и пригодных к дальнейшему использованию или продаже (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
  • осуществлять приемку материальных ценностей, когда их количество, качество или ассортимент не соответствуют договорным условиям.

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяют.

Постоянно действующую инвентаризационную комиссию в этом случае наделяют полномочиями:

  • определять количество рабочих инвентаризационных комиссий, необходимых для проведения инвентаризации, и их численность;
  • проводить инструктаж председателей и членов рабочих инвентаризационных комиссий;
  • распределять объем работ между рабочими инвентаризационными комиссиями;
  • контролировать правильность проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями, в том числе проводить выборочные инвентаризации;
  • контролировать своевременность и правильность оформления рабочими инвентаризационными комиссиями результатов инвентаризации;
  • обобщать результаты инвентаризаций, проведенных рабочими комиссиями.

Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют функции по непосредственному проведению инвентаризации.

Функции постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий закрепляют во внутреннем документе (например, в положении об инвентаризации).

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как создать инвентаризационную комиссию и чем она должна заниматься (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Заказать тест-драйв АПИ






Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

    Заказать видео

    Записаться на мероприятие

    Записаться на курс

    Заказать документ