Инструкция по подготовке и подачи жалобы по 223-ФЗ - Компания «АПИ»

Инструкция по подготовке и подачи жалобы по 223-ФЗ


Ситуация: Как подать жалобу на нарушения Закона N 223-ФЗ в антимонопольный орган (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) {КонсультантПлюс}

 

Для подготовки такой жалобы необходимо:

  1. Определить, кто вправе ее подавать
  2. Выяснить основания подачи
  3. Составить жалобу
  4. Направить ее в антимонопольный орган

 

Кто вправе подавать жалобу в антимонопольный орган

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

  • участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

  • лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
  • обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
  • обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Вопрос о том, вправе ли указанное лицо обжаловать требования, установленные в документации о закупке, решается контролирующими органами по-разному. См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ);

  • корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

 

По каким основаниям можно подавать жалобу в антимонопольный орган

В антимонопольном органе можно обжаловать:

  • действия (бездействие) заказчика, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, когда он: не разместил в ЕИС положение о закупке, вносимые в него изменения, информацию о закупке или нарушил сроки размещения; отклонил заявку из-за отсутствия в ней документа, наличие которого не предусмотрено документацией, или оценил заявку с учетом такого документа; осуществлял закупки в отсутствие размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения норм Закона N 44-ФЗ; не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у СМСП или разместил недостоверную информацию;
  • иные действия (бездействие) заказчика, совершенные в ходе закупки (позиция отдельных судов и госорганов), когда: нарушен порядок размещения информации о закупке, порядок подачи заявок на участие в закупке (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции); нарушены антимонопольные требования к закупкам (например, заказчик ограничил количество участников закупки, создал преимущественные условия участия в ней конкретным лицам, нарушил порядок определения победителя, предоставил возможность участия в закупке заинтересованным лицам).

Отметим, что в судебной и административной практике нет единого мнения о праве подать в антимонопольный орган жалобу при отсутствии оснований, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3Закона N 223-ФЗ. См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ).

Таким образом, если возникла необходимость обжаловать совершенные в ходе закупки действия (бездействие), не перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, рекомендуем в жалобе указать на нарушение антимонопольного законодательства. Это повысит вероятность того, что антимонопольный орган рассмотрит жалобу по существу.

 

Как составить жалобу в антимонопольный орган

Требования к составлению жалобы предусмотрены ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Если они не соблюдены, документ могут вернуть заявителю (п. п. 12 ч. 9 ст. 18.1 данного Закона).

Жалоба подается в письменной форме. В нее необходимо включить: сведения о лице, действия (бездействие) которого обжалуются; сведения о заявителе; сведения об обжалуемой процедуре, в том числе данные о размещении информации о ней в Интернете; указание на обжалуемые действия (бездействие), а также соответствующие доводы. В обосновании целесообразно привести в том числе ссылки на нормативные правовые акты, положение о закупке и (или) документацию о закупке, которым противоречат эти действия; перечень прилагаемых документов, подтверждающих доводы заявителя (например, извещение, протоколы комиссии, разъяснения документации).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалобу подает представитель, к ней нужно приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ (ч. 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 

Вместе с тем любая жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России. Он вправе самостоятельно рассмотреть поступившую жалобу независимо от наличия перечисленных условий или передать ее в территориальное управление.

 

Как направить жалобу в антимонопольный орган

Жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть направлена следующими способами (ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • посредством почтовой или факсимильной связи;
  • электронной почтой (рекомендуем подписать жалобу квалифицированной электронной подписью, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи приравняет документ к собственноручно подписанному бумажному);
  • иным способом (например, с нарочным).

Срок подачи жалобы составляет:

  • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • 10 календарных дней в остальных случаях (ч. 4 ст. 18.1 данного Закона).

Названные сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие