При разработке KPI необходимо придерживаться следующих правил:
- количество показателей должно быть минимально необходимым для обеспечения полноценного управления бизнес-процессом;
- каждый показатель должен быть измерим;
- стоимость измерения показателя не должна превышать управленческий эффект от использования данного показателя.
Как правило, внедрение системы KPI состоит из нескольких этапов.
- Предпроектные работы, в период которых разработчики получают одобрение и поддержку руководства, планируют проект, создают проектную группу, проводят предварительные исследования.
- Разработка методологии системы KPI исходя из оптимизации организационной структуры, разработка процесса управления компанией на основе KPI и составление регламентирующих документов.
- Создание информационного обеспечения включает в себя формирование и настройку технического задания для программирования системы, обучение пользователей, а также проведение тестовой эксплуатации.
- При завершении проекта происходит ввод KPI (в рамках нормативных локальных актов и в виде информационной системы) на практике.
К сведению. Не имеет смысла вводить систему KPI в организации, где система управления как таковая отсутствует, то есть успех полностью зависит от усилий собственника (то есть в компаниях, где он является и генеральным директором, и бухгалтером, и кадровиком).
Как и у любой системы, у KPI есть свои плюсы и минусы. Так, в практике применения ключевых показателей для оценки эффективности работы персонала отмечают в том числе следующие положительные явления:
- размер бонуса сотрудника напрямую зависит от выполнения его персональных KPI;
- за каждым сотрудником закреплена ответственность за определенный участок работы;
- сотрудник видит свой вклад в достижении общей цели компании.
Эффективной система KPI будет, только если правильно определены цели компании, рассчитаны и обоснованны все коэффициенты, разделена ответственность за достижение целей между исполнителями, система учета позволяет посчитать все расчетные формулы KPI, данные достоверны, показатели привязаны к иным мотивирующим средствам, принятым в компании.
Одна из важнейших задач при внедрении системы KPI — не допустить негативного отношения к ней со стороны сотрудников. Поэтому руководству фирмы необходимо донести смысл и практическую пользу нововведений до каждого из подчиненных, чья работа будет подлежать оценке на предмет эффективности.
Неудачный вариант — внедрение KPI в приказном порядке. А вот обращение со стороны первых лиц компании — необходимый шаг.
Примечание. По мнению экспертов, лучший способ — индивидуальная презентация, объяснение специалистам на конкретных позициях.
В случае когда непосредственный руководитель сообщает подчиненным в своем подразделении о скором внедрении KPI, информацию должен подтвердить и генеральный директор. Рядовому сотруднику надо понимать, что система ключевых показателей эффективности — не выдумка начальника, а элемент стратегической политики фирмы.
Существует мнение, что система KPI лучше внедрять единовременно на всех уровнях управления компанией — от рядовых специалистов до управляющих лиц компании, а сроки внедрения ключевых параметров эффективности не могут быть растянуты по времени, то есть вся система должна начать работать сразу. В свою очередь, вполне достаточно оповестить сотрудников о запуске системы приблизительно за три месяца до этого. Тогда персонал успеет изучить специфику оценки деятельности исходя из KPI. В то же время, как показывает практика, более щадящий путь — когда некоторое время KPI работает параллельно с прежней системой оплаты.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс