Этапы и участники адаптации - Компания «АПИ»

Этапы и участники адаптации

Любая программа по адаптации состоит из нескольких этапов.

Предварительный. В этот момент происходит знакомство соискателя с информацией об организации. На данном этапе не лишне упомянуть об истории ее создания, текущих и будущих проектах. Если такое знакомство состоялось по телефону, работодателю нужно обязательно проинформировать о местонахождении организации, наличии места для стоянки автомобилей, необходимости взять пропуск на территорию (если он необходим). Ведь каждый из перечисленных моментов требует временных затрат.

Встреча или собеседование. На данном этапе соискателя нужно заранее предупредить, с кем пройдет встреча, будут ли профессиональные тесты, анкетирование и сколько стадий собеседования предстоит пройти. Если кандидат отвечает необходимым требованиям и принял предложение о сотрудничестве, нужно рассказать ему о реальных перспективах профессионального и карьерного роста, наличии дополнительных благ. Также стоит заблаговременно позаботиться об обустройстве рабочего места новичка и обеспечении его канцелярскими принадлежностями.

Первая рабочая неделя. Это важный этап, когда у нового работника закрепляются первые впечатления об организации и возникают новые, вырабатываются четкие представления о действительности и формируется модель поведения. В этот период рекомендуется рассказать о структуре организации, основных отделах и познакомить с ближайшими коллегами, провести необходимые инструктажи, дать должностную инструкцию, разъяснить правила внутреннего трудового распорядка. Однако не надо нагружать новичка дополнительной информацией, которую он и так узнает в процессе погружения в работу.

Переход к полноценной работе. На данной стадии работник не только может, но уже должен решать поставленные задачи, быть самостоятельным и полностью погружаться в выполнение профессиональных обязанностей. Здесь также применимы обучение и обмен информацией с наставником или куратором.

Оценка проведенной адаптации и обратная связь. На этом этапе между непосредственным руководителем, наставником и сотрудником отдела кадров происходит обмен мнениями о новом сотруднике (его успехах, недостатках). Затем сформированное мнение доводится до самого работника.

Если работодатель действительно заинтересован в получении квалифицированного специалиста, к процессу адаптации следует отнестись внимательно и серьезно. И здесь целесообразно избегать одной распространенной ошибки. Зачастую новичка передают его непосредственному начальнику, который, как правило, и без того испытывает нехватку времени и сил, или специалисту отдела кадров, который по определению не компетентен вводить нового сотрудника в должность.

Однако лучшим вариантом является взаимодействие руководителя (он способен быть одновременно и наставником), специалиста отдела по управлению персоналом (координатора адаптационных этапов) и наставника (куратора). В этом случае действует следующая схема. Непосредственный руководитель ставит задачи перед новичком, определяет критерии, по которым станет оцениваться его работа, должностные обязанности нового специалиста, назначает ему наставника и принимает решение по прохождению (или непрохождению) работником испытательного срока. Служба по управлению персоналом (отдел кадров) выступает в роли координатора и контролера, она также оценивает эффективность процессов и инструментов адаптации, может оказывать психологическую поддержку новичку. Наставник же обучает, консультирует его. Но наставник не только помогает новичку освоиться в организации, подготавливая рабочее место, проводя знакомство с коллективом и функциями отдела, но и сам набирается управленческого опыта. В свою очередь, наличие наставника очень важно для нового сотрудника: оба находятся в относительно равном должностном положении, поэтому к наставнику проще обратиться за каким-либо советом, нежели, собравшись с духом, задать вопросы начальству.

При адаптации необходимо уделять внимание и обратной связи в виде личной беседы с новичком. Такая беседа поможет:

  1. проанализировать, насколько удовлетворен новый работник условиями и содержанием работы, оплатой труда, потенциальными возможностями для личностного и профессионального роста, насколько выражен интерес к профессии;
  2. понять, как сложились отношения в коллективе и насколько коллеги оценили новичка как личность и специалиста;
  3. узнать реальный уровень физических и психологических нагрузок, усталости.

При этом неважно, кто будет отвечать за обратную связь — линейный руководитель, наставник или кадровик. Однако, вероятнее всего, это будет тот сотрудник, у которого сложился более тесный и неформальный контакт с новым специалистом.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

Статья: Адаптация персонала: из новичка — в грамотного специалиста (Герш М.В.) («Руководитель автономного учреждения», 2014, N 8) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие