Добровольное страхование - Компания «АПИ»

Добровольное страхование

Поскольку единственным источником финансирования деятельности казенных учреждений являются бюджетные средства, возникает вопрос: могут ли они за счет данных средств оплачивать договоры добровольного страхования имущества?

Прежде всего отметим, что прямого запрета законодательство РФ (в частности, БК РФ) не содержит. Несмотря на это, Минфин России утверждает, что осуществление добровольного страхования за счет средств федерального бюджета невозможно (Письмо от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455). В указанном Письме рассматривается вопрос о возможности осуществления за счет бюджетных средств добровольного страхования транспортных средств (каско) и сообщается следующее.

Условия и порядок осуществления добровольного страхования автотранспортных средств от повреждений и от угона, закрепленных на праве оперативного управления, законодательством РФ и нормативными правовыми актами не установлены. Добровольное страхование имущества, в том числе автотранспортных средств, осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, которые принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно.

Исходя из ст. 158 БК РФ, определяющей бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главный распорядитель обеспечивает адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также сводной бюджетной росписи.

В силу ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств согласно бюджетной смете, ведущейся в соответствии с БК РФ.

При этом заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных услуг относятся, в частности, ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (ст. 69.1, 70). При этом обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в себя возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Вместе с тем добровольное страхование (по типу каско) предполагает не только увеличенные по сравнению с ОСАГО суммы страхового возмещения при страховании гражданской ответственности страхователя, но и возмещение ущерба (вреда) лицу, причинившему вред. При этом ст. 70 БК РФ не допускает предоставление бюджетных средств на цели, не указанные в ней.

Кроме того, Минфин отмечает, что в федеральном бюджете (в Письме идет речь о бюджете на 2012 год) предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств только по обязательному страхованию транспортных средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Изложенную позицию Минфина поддерживают судьи. К примеру, в Постановлении ВС РФ от 25.01.2016 N 306-АД15-17922 по делу N А65-10925/2015 был сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, выразившемся в использовании бюджетных средств для оплаты договоров на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств. Суд полагает, что такие договоры могут быть оплачены только за счет источников от приносящей доход деятельности, при условии что утвержденной в установленном порядке сметой от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, указанные операции предусмотрены.

Вместе с тем существует и иная судебная практика — когда судьи встают на сторону проверяемых учреждений. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 12.03.2013 по делу N А66-6208/2012 оплата учреждением договоров каско за счет бюджетных средств была признана законной. Данный вывод обоснован тем, что учреждение заключило государственные контракты по добровольному страхованию автотранспортных средств (каско), получив разрешение главного распорядителя средств. Кроме того, суд обратил внимание на то, что ст. 69.1 и 70 БК РФ не установлен запрет на заключение учреждением договоров добровольного страхования имущества.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении АС ЗСО от 01.04.2015 N Ф04-16242/2015 по делу N А70-3663/2014. Суд установил, что расходы на добровольное страхование автомобиля соответствуют закону, а также договору, которым на учреждение возложена обязанность по обеспечению сохранности переданного ему имущества. Ссылка проверяющих на Письмо Минфина России N 14-01-07/151-1301-1455 не принята судом: названное Письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный (информационный) характер.

Поскольку судебная практика неоднозначна, при принятии решения об оплате договоров добровольного страхования имущества за счет бюджетных средств казенным учреждениям следует согласовать его с главным распорядителем, а также быть готовым доказывать в суде экономическую целесообразность и обоснованность таких расходов.

 

Учет расходов по уплате страховых премий

 

Страховая премия (страховые взносы) — плата страховщику за страхование, которую страхователь обязан внести в соответствии с договором страхования или законом.

Согласно п. 10.2.7 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), с 1 января 2019 года расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, относятся на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ.

В силу этого, а также последних изменений, внесенных Приказом Минфина России от 31.03.2018 N 65н в Инструкцию N 162н, для отражения расчетов и расходов по страхованию имущества в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 1 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию»;
  • 1 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования»;
  • 1 302 27 000 «Расчеты по страхованию»;
  • 1 401 20 227 «Расходы на страхование»;
  • 1 401 50 227 «Расходы будущих периодов на страхование».

В качестве кода вида расходов (КВР) по указанным расходам, как и раньше, используется код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципов назначения, утвержденных Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н).

Исходя из п. 302 Инструкции N 157н расходы, связанные со страхованием имущества, первоначально отражаются на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (если не создавался резерв на соответствующие расходы). Напомним, что данный счет предназначен для учета расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

Статья: Страхование имущества казенного учреждения: новшества в учете (Ларцева Л.) («Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, N 1) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

Обратная связь

Протестируйте КонсультантПлюс

Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

Заказать подборку по данной теме

Регистрация на конкурс

Только администратор может добавлять новых пользователей.

Заказать видео

Записаться на мероприятие

Записаться на курс

Заказать документ