Диагностика проблемы - метод «Пять почему» - Компания «АПИ»

Диагностика проблемы — метод «Пять почему»

Чтобы найти по-настоящему эффективное решение и устранить то или иное негативное событие, слишком часто дающее о себе знать, потребуется заглянуть глубже, за поверхностный уровень проявления проблемы, проанализировать, что стоит за знакомыми симптомами, и начать бороться именно с корневой причиной. Для этих целей можно воспользоваться методом «Пять почему», который был впервые применен в Японии в рамках внедрения идеологии тотального усовершенствования производственных процессов.

Метод заключается в постановке серии вопросов «Почему?», благодаря которым можно добраться до первопричины негативного события и обнаружить за, казалось бы, очевидными проблемами их корни. Впрочем, легкость использования этого метода обманчива: настоящая причина многих, зачастую внешне не связанных между собой проблем, как правило, скрыта. Чтобы найти ее, нужно приложить коллективные усилия, а не просто за несколько минут в одиночку набросать на листе бумаги план-схему.

Сначала надо идентифицировать проблему, которая повторяется с некоторой периодичностью (предположим, что руководитель учреждения определил ее как безынициативность сотрудников). Затем, задавая вопрос «Почему?», следует дать максимальное число ответов (второй шаг).

 

Третий шаг — ранжирование полученных ответов. В частности, может оказаться, что наиболее существенная причина безынициативности персонала — это синдром профессионального выгорания, которому подвержены специалисты, занятые в основной деятельности учреждения. И тогда следующий вопрос станет таким: «Почему специалисты испытывают синдром профессионального выгорания?» При дальнейшем анализе, вполне вероятно, обнаружатся организационные проблемы — отсутствие программы развития персонала, ротации кадров, непрохождение специалистами тренингов и дополнительного обучения и пр.

Отметим, что главной причиной, которая в итоге выявляется при анализе, почти всегда становится проблема организационного характера. Иными словами, корни большинства симптомов, будь то неудовлетворительное поведение сотрудников, проблемы с качеством, недовольство клиентов, — в недостатках в организации деятельности. А это уже зона компетенции руководителя учреждения или иного управленческого персонала.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

Статья: Что такое корневая проблема и как ее обнаружить? (Соколова Г.А.) («Руководитель автономного учреждения», 2017, N 1) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.

    Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс






      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

      Откликнуться на вакансию




        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав флаг.
        Ваше резюме (по желанию)

        Заказать бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс
        [contact-form-7 404 "Не найдено"]
        Обратная связь

          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав сердце.

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

            Узнать о СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИИ на покупку системы КонсультантПлюс

              Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав автомобиль.

              Чтобы получить прейскурант по почте,
              заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

                Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

                Заказать подборку по данной теме

                  Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                  Регистрация на конкурс

                  Заказать видео
                  [contact-form-7 404 "Не найдено"]
                  Записаться на мероприятие

                    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.

                    Записаться на курс

                      Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дом.

                      Записаться на курс

                        Выберите курс

                        Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашку.

                        Узнать подробнее о курсах

                          Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав грузовик.

                          Заказать документ

                            Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав звезду.

                            Какие книги и почему вы считаете полезными для профессионалов своего дела?

                              -->