Одна из задач руководства учреждения — формирование работоспособного коллектива. Добиться этого можно не только за счет привлечения квалифицированных специалистов, но и за счет выстраивания отношений внутри организации — по горизонтали (отдельно между сотрудниками, управленцами) и вертикали (между руководителями разных уровней и подчиненными). Ошибки в работе с персоналом чреваты повышенной текучестью (либо ее полным отсутствием) и снижением основных показателей деятельности учреждения. Обе крайности (высокая и слишком низкая текучесть) сигнализируют о проблемах. Рассмотрим на примере.
В учреждении начальники отделов работают на своих местах много лет. При этом в одном отделе сотрудники постоянно меняются, а в другом текучесть нулевая. С точки зрения управления персоналом повышенного внимания требуют оба подразделения.
При анализе может выясниться, что в первом отделе череда увольнений вызвана несколькими причинами. Скажем, помимо невысокой зарплаты сотрудников не устраивает микроклимат в коллективе: управленческий стиль начальника отдела, его подход к распределению премий, отношения между работниками.
Ситуацию во втором отделе тоже нельзя рассматривать как однозначно позитивную. Психологи утверждают, что человеку следует менять место работы примерно каждые пять лет, а отсутствие изменений в этой сфере ведет к потере интереса к работе и профессиональному застою. Сотрудники второго отдела, скорее всего, это ощущают.
Речь вовсе не о том, чтобы увольнять добросовестно выполняющих свою работу специалистов. Но можно немного изменить их трудовые функции и обязанности (например, обеспечить перемещение по горизонтали), тем самым подстегнув трудовой энтузиазм. Перемены полезны для засидевшихся на одном месте работников: расширяются кругозор, профессиональные знания, умения и навыки, появляется возможность реализовать нераскрытые способности, новое, подчас более комфортное окружение, изменяется специфика труда (например, на смену офисному режиму и работе с документами приходит общение с клиентами). Да и учреждение получает много преимуществ: повышает степень взаимозаменяемости работников, формирует у них понимание специфики деятельности всех отделов, общее видение целей учреждения и путей их достижения.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс