Административная ответственность за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ - Компания «АПИ»

Административная ответственность за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет - закажите его. Это бесплатно!

За нарушения в сфере контрактной системы предусмотрены в основном штрафы. За некоторые повторные нарушения предусмотрена дисквалификация — лишение права занимать определенные должности или работать в определенной сфере (ст. 3.11 КоАП РФ).

Размер штрафа может быть установлен в виде фиксированной суммы или интервала с указанием минимальной и максимальной величины. В каждом конкретном случае на размер штрафа влияют, в частности, характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств (ч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее возможные виды нарушений и штрафы на разных этапах закупочной деятельности: от планирования закупок до заключения и исполнения контрактов.

Важно! По мнению ФАС России, ответственность по ст. ст. 7.297.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ не распространяется на автономные некоммерческие организации и ООО, которые являются заказчиками по Закону N 223-ФЗ, но осуществляют закупки по Закону N 44-ФЗ (Письмо от 10.09.2018 N АК/72218/18). Полагаем, на практике возможен иной подход, в частности, в тех случаях, когда положения КоАП РФ не конкретизируют, что лицо, совершившее правонарушение, является заказчиком (должностным лицом заказчика). За подробными разъяснениями по вопросу, в частности, о том, относится ли вывод ведомства только к закупкам по ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, рекомендуем обратиться в ФАС России.

 

Нарушения и штрафы при формировании плана-графика закупок

Важно! Начиная с планирования на 2020 г. и последующие годы Закон N 44-ФЗ не предусматривает обязанности по формированию плана закупок и документа об обосновании закупок. При планировании составляется только план-график (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, если заказчик не соблюдал обязанности по формированию и ведению плана закупок, по подготовке документа об обосновании закупки и иные обязанности, которые исключены из положений Закона N 44-ФЗ, то привлечь его к административной ответственности в 2020 г. нельзя. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ. Однако возможен и иной подход, поэтому рекомендуем обратиться в Минфин России за разъяснениями по вопросу привлечения к административной ответственности.

За нарушения при формировании плана-графика закупок штрафуют ответственных должностных лиц. Как правило, это контрактный управляющий или работник контрактной службы. Размеры штрафа установлены в пределах от 5 тыс. до 50 тыс. руб., но они разные для каждого конкретного вида нарушения:

  • включили в план-график объект закупки, который не соответствует требованиям к закупкам и (или) нормативным затратам, — штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • нарушили порядок или не учли форму обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки — штраф 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Как указано в названии нормы, она предусматривает ответственность за нарушение законодательства при планировании закупок. На данный момент сведения о НМЦК не включаются в план-график, также не утверждены формы обоснования НМЦК, объекта закупки и нет обязанности по их формированию. Однако из диспозиции нормы следует, что в ней установлена ответственность, не связанная с планированием. Полагаем, что за нарушение порядка обоснования НМЦК могут привлечь к ответственности по указанной норме. Поэтому во избежание неблагоприятных последствий рекомендуем соблюдать требования к порядку обоснования НМЦК согласно ст. 22 Закона N 44-ФЗ. За более подробными разъяснениями рекомендуем обратиться в Минфин России;
  • не провели общественное обсуждение закупок, нарушили порядок или сроки проведения — штраф 30 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • нарушили сроки размещения в ЕИС или утверждения плана-графика, в том числе вносимых в них изменений, — штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • не внесли изменения в план-график — административный штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ). Данная статья предусматривает ответственность за публикацию извещения о закупке (направление приглашения принять участие в закупке) ранее 10 дней с даты изменения плана-графика.

Вместе с тем учтите, что согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ вы можете внести изменения в план-график за один день:

до заключения контракта с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

размещения в ЕИС извещения о закупке;

направления приглашения принять участие в закрытой закупке.

Исключения: изменения в план-график вносятся не позднее дня, когда заключен контракт с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 23 Порядка N 1279).

Полагаем, в этой ситуации применить ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ нельзя, до тех пор пока в КоАП РФ не будут внесены соответствующие изменения. За более подробными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России;

  • разместили в ЕИС извещение или направили приглашение к участию в закупке, которая не предусмотрена планом-графиком, — штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Нарушения сроков размещения информации в ЕИС в ходе проведения закупки

За эти нарушения могут оштрафовать не только контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, но и должностных лиц уполномоченных органов или специализированную организацию — как юридическое лицо. Как правило, это нарушение сроков размещения в ЕИС документации, протоколов работы комиссии и иных сведений. Размер штрафа зависит от способа определения поставщика и количества дней просрочки:

  • при проведении конкурса или аукциона нарушили сроки на два рабочих дня или меньше — штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица 15 тыс. руб. Если просрочка больше, штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица 100 тыс. руб. (ч. 1, 1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • при проведении запроса котировок и запроса предложений нарушили срок не больше чем на один рабочий день — штраф для должностного лица 3 тыс. руб., для юридического лица 10 тыс. руб. Если пропуск свыше одного рабочего дня, штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица 50 тыс. руб. (ч. 1.2, 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Нарушение порядка проведения процедур определения поставщика

Если необоснованно отклонили заявку или, например, нарушили требования к содержанию протокола, ФАС России может не только вынести предписание об устранении нарушений, но и назначить штраф в зависимости от вида нарушения:

  • нарушили порядок представления документации или приема заявок, порядок разъяснений документации, допустили нарушения при размещении данных в ЕИС — штраф 15 тыс. руб. для должностного лица, 50 тыс. руб. — для юридического лица. Но к этим нарушениям не относится просрочка размещения информации (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • необоснованно отклонили или допустили участника конкурса и аукциона, нарушили порядок вскрытия конвертов, нарушили порядок оценки заявок — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили требования к содержанию протокола — штраф для должностного лица 10 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • не разместили в ЕИС обязательную информацию или документ — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 500 тыс. руб. — для юридического лица (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • установили размер обеспечения заявок или обеспечения контракта с нарушением допустимых пределов или установили не предусмотренный законом способ обеспечения исполнения контракта — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • установили недопустимые порядок оценки заявок, требования к участникам и (или) запросили в составе заявки документы или сведения, не предусмотренные законом, — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • объединили в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, работы и услуги, включили в описание объекта закупки указание на товарный знак без слов «или эквивалент» — штраф для должностного лица в размере 1% от НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • утвердили документацию о закупке или условия запроса котировок, которые содержат положения, не соответствующие закону, — штраф для должностного лица 3 тыс. руб. Но к данному случаю не относятся указанные выше нарушения в описании объекта закупки или при установлении недопустимого порядка оценки заявок или размера обеспечения (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • необоснованно отклонили или допустили к участию в запросе котировок и запросе предложений, нарушили порядок вскрытия конвертов или рассмотрения и оценки заявок на участие в этих процедурах — штраф для должностного лица в размере 5% от НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • признали победителя с нарушением — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • сократили срок приема заявок или нарушили порядок отмены определения поставщика — штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • нарушили срок подписания протокола — штраф для должностного лица 3 тыс. руб., а если просрочка больше двух рабочих дней — 30 тыс. руб. (ч. 13, 14 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • неправильно выбрали способ определения поставщика — штраф 30 тыс. руб. Так накажут, например, если вместо проведения запроса котировок закупили у единственного поставщика (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • не провели конкурс или аукцион, когда поставщика можно было выбирать только таким способом, — штраф 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • провели неклассический аукцион или конкурс (закрытый или ограниченным участием), когда это не предусмотрено законом, — штраф 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • нарушили порядок согласования закрытой закупки — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ);
  • не устранили нарушение и разместили закупку вопреки предписанию органа финансового контроля — штраф для должностного лица 30 тыс. руб. (ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • закупились у СМП и СОНКО за год меньше чем на 15% от СГОЗ — штраф для должностного лица 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • не вернули вовремя обеспечение заявки на участие в бумажной процедуре — штраф для должностного лица 5 тыс. руб. Если просрочка больше трех рабочих дней, штраф составит уже 30 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

 

Нарушения, допущенные оператором электронной площадки

Почти за все нарушения, которые допускает площадка, штрафуют юридическое лицо — оператора электронной площадки. И только за разглашение сведений об участнике до окончания аукциона оштрафовать могут еще и виновного работника электронной площадки.

  • Электронная площадка нарушила порядок проведения аукциона или порядок аккредитации участника — штраф 300 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Нарушен порядок ведения реестра участников электронного аукциона — штраф 15 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Площадкой нарушены правила документооборота или сроки направления документов — штраф 15 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ).
  • Разглашена информация об участнике до подведения результатов электронного аукциона — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., 250 тыс. руб. — для юридического лица (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

 

Нарушения при заключении и исполнении контрактов

На этой стадии закупочной деятельности к ответственности могут привлечь не только заказчика, но и исполнителя по контракту.

  • Заключили контракт на условиях, не предусмотренных документами закупки или заявкой, — штраф в размере 1% от НМЦК, но в пределах от 5 тыс. до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки — штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств иди цены уменьшенного объема по контракту (ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Изменили условия контракта, когда законом такой возможности не предусмотрено, — штраф для должностного лица 20 тыс. руб. и 200 тыс. руб. — для юридического лица. Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки — штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Нарушили порядок расторжения, когда отказались в одностороннем порядке от исполнения контракта, — штраф 50 тыс. руб. для должностного и 200 тыс. руб. для юридического лица (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Ваши действия (бездействие) помешали исполнить обязательства по контракту и причинили существенный вред интересам общества и государства — штраф для должностного лица или индивидуального предпринимателя в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. руб., или дисквалификация сроком до двух лет. Для юридического лица — штраф до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тыс. руб. Но так накажут, только если эти действия не влекут уголовной ответственности (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ). В частности, ФАС России отметила, что ответственность по этой статье может наступить, если вред интересам общества и государства составил менее 1,5 млн руб., в остальных случаях возможно привлечение к ответственности по ст. 293 УК РФ (Письмо от 22.03.2018 N РП/19241/18).

За следующие нарушения при заключении и исполнении контракта накажут только должностных лиц заказчика.

  • Заказчик отказался заключить госконтракт или нарушил сроки заключения — штраф 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Не провели или нарушили порядок проведения обязательной экспертизы результатов по контракту — штраф 20 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Не составили документы о приемке по контракту или не направили поставщику мотивированный отказ от подписания таких документов — штраф 20 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Приняли результаты закупки, а они не соответствуют контракту и это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению объема закупки — штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • Нарушили срок оплаты, в том числе выплаты аванса по контракту, — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если привлекаетесь за это нарушение повторно, то вам грозит дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 1, 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ). Учтите, что одним из условий привлечения к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ является установление факта своевременного доведения до заказчика бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). Причем положения указанной нормы распространяются и на должностных лиц бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ. Данные выводы можно сделать из Письма ФАС России от 28.08.2019 N ИА/74989/19.
  • Не направили вовремя или направили недостоверную информацию для включения в реестр контрактов или реестр недобросовестных поставщиков — штраф для должностного лица 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

 

Нарушения, допущенные экспертом, экспертной организацией

За предоставление заведомо ложного экспертного заключения для эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя предусмотрена административная ответственность (ст. 7.32.6 КоАП РФ):

  • для должностного лица — штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года;
  • для юридического лица — штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

За предоставление экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения, которое привело к последствиям, указанным в ст. 200.6 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность.

 

Нарушения в ходе контрольных мероприятий

В ходе проведения проверок контрольными органами вы можете быть оштрафованы не только за нарушения в закупочной деятельности, но и за поведение во время этой проверки.

  • Не выполнили в срок предписание контрольного органа в сфере закупок — штраф для должностного лица 50 тыс. руб., для электронной площадки или специализированной организации — 500 тыс. руб. При повторном нарушении — дисквалификация сроком на один год (ч. 7, 3 ст. 19.5 КоАП РФ).
  • Не выполнили в срок предписание (представление) органа финансового контроля — штраф для должностного лица от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до двух лет. При повторном нарушении — дисквалификация сроком на два года (ч. 20, 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
  • Своевременно не представили или представили недостоверные сведения, запрашиваемые контрольным органом в сфере закупок или органом финансового контроля, — штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица — 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).
  • Не выполнили в ходе проверки требование должностного лица контрольного органа — штраф для виновного сотрудника от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
  • Препятствовали деятельности проверяющего лица или уклонялись от проверки — штраф для должностного лица от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридического лица — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Если такие действия привели к тому, что проверку не провели, — штраф для должностного лица от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юридического лица — от 20 тыс. до 50 тыс. руб. Если проверку из-за ваших действий не смогли провести неоднократно — штраф для должностного лица от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация сроком от шести месяцев до года, для юридического лица — штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 13 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

Нецелевое использование бюджетных средств

Данное нарушение отличается не только большими штрафами и сроками дисквалификации, но и тем, что за него могут привлечь и к уголовной ответственности, если размер нецелевого использования составит больше 1,5 млн руб. (ст. 285.1 УК РФ).

Если вы направили бюджетные средства не по назначению — штраф для должностного лица от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация сроком от одного до трех лет, для юридического лица — штраф в размере от 5 до 25% от суммы использованных не по назначению средств (ст. 15.14 КоАП РФ).

За большинство нарушений вас могут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения. Если правонарушение длящееся, то наказать могут в течение одного года с момента его обнаружения. За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение двух лет (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Важно! Срок давности привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, надо исчислять с момента, когда совершены все действия, образующие его объективную сторону: изменены условия контракта, израсходованы дополнительные бюджетные средства (Определение ВС РФ от 13.07.2020 N 306-ЭС19-26558 по делу N А55-177/2019).

Если срок давности истек, к административной ответственности вас не привлекут.

 

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Мы Вам перезвоним

    Заказать тест-драйв АПИ






      Заказать тест-драйв АПИ

        Обратная связь

          Протестируйте КонсультантПлюс

            Чтобы получить прейскурант по почте, заполните форму и нажмите кнопку «Отправить».

              Заказать подборку по данной теме

                Регистрация на конкурс

                Только администратор может добавлять новых пользователей.

                Заказать видео

                  Записаться на мероприятие

                    Записаться на курс

                      Заказать документ